В чем же подвиг св. Бориса и Глеба?
- Игорь(
22.06.2009 21:09
Нелишне напомнить в пылу дискуссии о перестройке и перестройщиках и мнение архиепископа Павла, настоятеля Киево-Печерской Лавры, представителя консервативного большинства УПЦ. Воцерковлен с детства, из воцерковленой семьи, что для Западной Украины неудивительно. Он избрал путь служения Церкви еще во времена СССР, тогда, когда этот путь не только не сулил выгод, но и приводил к остракизму, социальному неуспеху. Хотя прямые массовые гонения в стиле 20-х, 30-х годов были почти закончены, быть церковным человеком в то время означало терпеть много неприятностей. Можно не во всем соглашаться с владыкой, но его сравнения того и нынешнего времени интересны. http://ndgazeta.org.ua/statji.php?n=814 я родился, учился и служил в армии в советское время, я человек советского времени, и про это время не могу сказать ничего плохого. (Здесь нужно заметить, что в 1978—1980 годах архиепископ Павел учился в Луцком техникуме торговли, а в 1981—1983 годах служил в рядах Советской Армии. — Авт.) Во всяком случае, о сегодняшнем дне можно сказать намного хуже. Тогда мы знали, что в храм нельзя ходить. Все. Но кто хотел быть верующим, тот был им. И никто не считал себя хозяином Церкви. Наоборот, люди всегда считали Церковь своей хозяйкой. И при всех этих кажущихся запретах мы даже не замечали, как государство советское охраняло Православную Церковь. Ведь тогда не развивалась ни одна секта. А о том, что у нас будут проповедовать иностранные граждане, невозможно было даже представить. Кстати, в Европе и Америке такой запрет существует и доныне. Там могут проповедовать только граждане той страны, в которой находится церковь. Это относится также и к национальным религиям, даже малочисленным. И никто при этом не ссылается на пресловутые права человека. … …. Так что я вполне согласен с тем, что в то время было больше духовности, и отношение к верующим людям было лучше. Преподобный Лаврентий Черниговский еще тогда говорил, что в последнее время будут стоять храмы с позолоченными куполами (это он говорил об Украине), но туда будет ходить невозможно. Пожалуйста, смотрите: София — позолоченный купол — туда ходить нельзя; Михайловский Златоверхий собор — золотые купола — нельзя; Пирогоща — нельзя; Выдубецкий монастырь — там же вообще сделали ресторан, и никто не беспокоится о том, что в храме варится пища, официанты кощунствуют и юродствуют, одеваясь монахами. Можно туда ходить? И таких мест — куда ходить нельзя — еще очень, очень много. Вот вам исполнилось пророчество святого Лаврентия Черниговского. Идем дальше. Тогда неверующий человек поступить в семинарию не мог. А сегодня, к сожалению, в семинарии многие скрываются от армии. Наше государство должно было бы давно запретить такую практику, и сделать так, как это было в советское время, когда в семинарию принимали только отслуживших в армии. Что же сегодня? Юноши поступают в семинарию, пересиживают призывной возраст, потом говорят: «Я себя не нахожу в Церкви» и идут заниматься своими делами. Все это, конечно же, свидетельствует о падении нравственного уровня людей. — Владыко, если мы протянем нить из вчерашнего дня в сегодняшний, то увидим, что единственная политическая сила, которая планомерно, постоянно и непреклонно защищает каноническое Православие на Украине — это коммунисты. Вас не удивляет такая ситуация? И как Вы относитесь к теперешним коммунистам? — Я и в прошлом к коммунистам относился с большим уважением. Почему? Потому что у них была цель! Нормальные коммунисты никогда не призывали громить церкви и идти против Бога. Повторю, что я учился и служил в советское время, все происходило у меня на глазах, я был участником всех тех процессов. Вот вам пример из моей армейской жизни. Служил я в Баку. Однажды ко мне подошел майор Мамедов (был у нас такой, у него мама родом из Полтавы, а отец — из Баку) и говорит: «Тебе нужно поехать в город и пройти там медосмотр». Ну, нужно так нужно, думаю, хотя прекрасно себя чувствовал. И вот, он берет меня в машину, и мы едем в город. Уже в дороге он говорит: «Я вижу тебе, Петр (я до монашества был Петром), нужно исповедоваться. Я тебя сейчас отвезу в храм». Оказывается, он увидел на мне крестик, и понял, что я — человек верующий. Растерялся я, конечно, даже не знаю, как себя вести при этом. Ведь он — коммунист, военный, офицер… А он продолжает: «Не волнуйся, мы сегодня только разузнаем все, все равно служба уже закончилась. А вот через три-четыре дня ты повезешь анализы, и я с тобой поеду — вот тогда и пойдешь». Вот вам пример, как поступали умные, честные коммунисты. И сегодняшние коммунисты меня совершенно не смущают. Ведь идеология у них сейчас совсем другая, а вот принципы остались те же. И то, что сегодня отстаивает Симоненко — единство народа и культуры, занятость молодежи, обеспечение ее работой, доступные для всех образование и медицина — это ценности непреходящие... ….В чем я еще поддерживаю коммунистов? В том, что я, как и они, более склонен к тому времени, когда у нас была дисциплина. Когда молодежь не употребляла наркотики, не занималась разбоем, не развратничала. А посмотрите, какие в то время были созданы фильмы, какая была музыка — они имеют ценность и в сегодняшние дни. Кстати, тогда, кто бы что ни говорил, и о храмах снимали документальные ленты, показывали храмы, в том числе и по телевидению, рассказывали о храмах. Это сейчас мы порицаем, мол, вот такая нехорошая была власть. Да, была такая власть, но ведь и люди в этой власти были разные. И если Господь попустил это, то, наверное, за грехи наши? Да, было много расстреляно священников! Но, опять же, почему? Вероятно, за грехи наши!... …знаете, в чем я могу обвинить коммунистов, Партию регионов и всю коалицию? Я могу обвинить их в недостатке решительности и смелости. Это помешало им сделать то, на чем сейчас спекулируют все, кому не лень. Во-первых, это вопрос о статусе русского языка. Я уверен, он должен признаваться наравне с украинским, то есть быть вторым государственным. Хотят политики или не хотят, но люди разговаривали, разговаривают и будут разговаривать на русском языке. И читать русские книги… А если меня будут допекать украинским, тем более не настоящим, а тем, во что они его превращают — в не поймешь какой-то полупольский, полунепонятный язык,— то я буду говорить на русском. И пусть для начала эти политики, которые сегодня кричат о «державній мові», пойдут на кладбище и посмотрят, на каком языке сделаны надписи на могилах и на крестах…. .... Когда я поступал в семинарию, то те, которые сейчас кричат, что я — враг Украины, тогда кричали что я — враг Советского Союза. Семью мою тогда выгнали с работы, отключали им свет и газ, сестра была вынуждена бросить школу, а меня рассчитали по статье «за хулиганство и пьянку». А я на то время вообще не пил. Да и вообще, за всю свою жизнь может быть раза три был, как говорится, выпивший. Да и то, это происходило в узком дружеском кругу после каких-то значительных событий. А мне тогда писали, что я пьяница, развратник и хулиган. Когда поступил в семинарию, мой дом обыскивали. И знаете кто? Те же, кто и сейчас находится у власти. Когда я окончил семинарию, то стал врагом народа. И сегодня, вернувшись в свое родное Отечество, в свою Украину, которую я люблю, уважаю, ценю, знаю историю моей страны и, между прочим, знаю столько народных песен, что этим псевдопатриотам даже и не снилось, то опять стал врагом Украины. И все только за то, что я хочу принадлежать к канонической Святой Церкви. Когда-то к нам приходили из службы госбезопасности, из налоговой, из комитета по делам религии, уполномоченные различных служб, и смотрели: не дай Бог на свечке не будет печати московской патриархии — могли сразу же лишить регистрации. Они получали награды советские, общались с силовыми и тайными структурами… И сегодня эти люди обвиняют меня в том, что я теперь, как и тогда, остаюсь верный Богу, стране и людям…. … Я не буду заниматься политической агитацией, но хочу поблагодарить людей, которые всегда шли на помощь Церкви — Петра Симоненко и всех тех, к кому я обращаюсь, вы знаете, как к родным..."
|