Проект "Общее дело"

  • _ просто цитата     21.06.2009 09:48

    Беседа Высокопреосвященнейшего Владыки Викентия со священнослужителями Екатеринбургской епархии, которые занимаются трезвеннической деятельностью у себя на приходах. Беседа состоялась 21 марта 2007 г. http://trezvenie.org/forum/index.php?topic=293.msg4844;topicseen#msg4844


    - Владыка Викентий: Всечестные отцы, братья и сестры! Всем известно, каким страшным злом является пьянство. Среднедушевой уровень потребления алкоголя в некоторых регионах России достиг крайне высокой отметки 25 литров чистого спирта в год.
    Мы, представители духовенства, должны показывать пример воздержания, быть примером трезвости для мирян. В Библии содержится множество мест, где Бог через апостолов или пророков призывает людей к трезвости. Апостол Павел пишет в 1 Послании к Коринфянам, чтобы мы не обманывались: «пьяницы…Царства Божьего не наследуют» (1Кор. 6:9). Пьянство – грех, губяющий душу. Миссия Церкви Христовой на земле – вести людей к спасению и противостоять всякому греху и пороку в людях, в том числе и пьянству.

    Авторитет Церкви – сильнейшее и ныне далеко не полностью используемое оружие в утверждении трезвости. На Руси священники всегда были любимы и почитаемы народом. К словам пастырей относились со вниманием и благоговением. Но сегодня, к сожалению, редко услышишь в храме проповедь, в которой звучало бы Слово Божие против пьянства. Ныне в утверждении трезвости главная сила – Церковь Христова и ее пастыри – почти бездействует. Наш народ словно во время кровопролитной войны погибает от винопития, и во главе трезвого войска должны встать прежде всего священники. И я думаю, что пастырям необходимо активней заниматься просвещением наше-го народа, призывать не только словом, но и личным примером к воздержанию. В Священном Писании четко определено, каким должно быть отношение к спиртным напиткам. «Вино глумливо, сикера – буйна, и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч. 20:1).

    Современный же человек при размышлении о вине и его воздействии на людей чаще всего вспоминает изречение из Псалтири: «вино… веселит сердце человека» (Пс. 103: 15). Тот, кто пристрастился к спиртному, любит прикрывать свой порок этими словами царя Давида. Но где же в них оправдание винопитию? Псалмопевец Давид находил для себя радость и веселье вовсе не в вине. Истинное, духовное веселье, не имеет никакого отношения к вину. Для христианина высшая радость – «радость в Господе» (Флп. 4: 4), и никакое «вино, которое веселит сердце человека», не может к ней ничего добавить.

    А у нас ведь как принято? Во время застолий начинают уговаривать: «Если уважаешь – выпей», даже такое правило придумали: если поднял стакан полный, должен поставить пустой. Откуда взялись эти правила? Их те придумали, кто любит пить. А на самом деле это не правила, а сплошное безумие.

    Что же касается вина, которое мы используем, совершая таинство Причащения, то оно благословлено Богом. И причащаемся мы уже не вином, а Пречестными Телом и Кровью Господней. К тому же существуют канонические правила, в которых указано, какое вино должно быть использовано, из чего и как оно приготовляется.

    Известно, что алкоголизм может передаваться по наследству. И в России сейчас сложилась крайне опасная ситуация: новое поколение рождается потенциальными алкоголиками (из-за чрезмерного употребления алкоголя их родителями). А когда люди склонны к этой страсти, но она еще не взяла над ними вверх, нужно обязательно помогать этим людям, способствовать их трезвой жизни. Раз человек потенциально больной, пристрастный к алкоголю, то нужно отказаться от спиртного вообще. И это касается не только винопития, но любого пристрастия.

    Вспомните, к примеру, рассказ из «Душеполезных поучений» аввы Дорофея: блаженный Дорофей не велел своему ученику Досифею носить хороший и красивый нож, и даже прикасаться к нему, потому что не хотел, чтобы Досифей имел пристрастие к какой-либо вещи. Такой метод (отсечение страсти путем ликвидации ее источника) полностью действенен в борьбе с любой привязанностью, к любым вещам. Если не можешь быть непристрастным к какому-то предмету, откажись от него полностью; если можешь им пользоваться, чтобы он не вызывал страсть, то пожалуйста. Так святые отцы смотрят на привязанность, на страсть, и на пути борьбы с ней.

    В случае с алкоголем надо признать, что большинству людей не хватает силы воли, чтобы устоять перед искушениями. Возможно, потому, что потерян «духовный иммунитет», ведь целые поколения жили без Церкви, без благодати. Усиление алкоголизации общества происходит потому, что утрачены духовно-нравственные ориентиры и высший смысл человеческого существования, исчезло понятие греха. Поэтому именно наше поколение должно взять на себя подвиг полного отказа от алкоголя. И начать нужно с того, что категорично сказать себе: алкоголь – это яд, это смерть. Ведь за все время существования России как государства люди так не пили, как пьют сейчас. Народ вымирает!

    В миру, среди людей, не принадлежащих к Церкви, бытует мнение, будто выпивка – это «православный обычай», доставляя оправдание пьянству. К большому сожалению, многие на кладбище поминают умерших родственников не молитвой, а стаканом с алкоголем, уверяя, что это якобы вполне в традициях нашего народа.
    Трезвость должна стать «православным обычаем» не только среди чад Церкви, но и в мире.

    В Екатеринбургской епархии в 1910-1913 годах при поддержке епископа Митрофана проводилась активная трезвенническая работа в приходских обществах трезвости. Одной из действенных форм работы обществ и братств трезвости было принятие обетов трезвости. Обет трезвости по сути своей предполагает утверждение в добродетели воздержания. Надо возрождать добрые традиции наших предков. Обет имеет громадное дисциплинирующее значение, полезен для приобретения навыка в добрых делах, как об этом говорит Священное Писание (1Кор.7,8, Пс. 75, 12). Необходимо только чтобы обет был актом свободной воли человека.

    Конечно, на этом пути есть немало трудностей. Например, к моему огромному сожалению, некоторым дьяконам приходится даже запрещать употреблять Чашу, потому что это на них влияет: приходится говорить, что вот причастился – и все, запивка только водой. Если человек слаб, самое лучшее – это вода, чтобы у него не было искушений.

    -Священник Игорь Бачинин: Владыка, простите, но многие священники говорят, что для запивки вино обязательно.
    -Владыка: Нет, не обязательно. Почему запивается вином? Потому что вино имеет больше возможности очистить полость рта от Святой Крови. Но и водой можно тщательно промывать. Я помню еще с детства, когда мы ходили по монастырям, и никогда там не было запивки вином, всегда была вода, часто смешанная с каким-нибудь красным соком.

    -Иерей Игорь Бачинин: Владыка, иногда ссылаются на Типикон, что там якобы разрешается на трапезе какая-то норма вина, как ее определить?
    -Владыка: Да, иногда в южных странах Палестине, Греции употребляли немного кислого вина для дезинфекции организма, там постоянно жарко и повышена опасность заражения различными заболеваниями. В монастырях ведь раньше толком ничего не ели, не пили, и вино (причем смешанное с водой) было нужно только для того, чтобы укрепить силы телесные. Когда я был на Афоне, там на трапезе, как это положено по уставу, предлагают вино (и то – чуть-чуть, только пригубить), но если человек не хочет, понимает, что это ему не полезно, то он и не употребляет его. Еще раз говорю, что это не обязательно. И вообще, вино – это не обязательный напиток, нужно всем это понять. А то у нас до сих пор считается, что без вина и праздник не праздник. Но ведь смысл любого праздника состоит в том, чтобы иметь радость духовную. Конечно, пища, вино нам дается для утешения, чтобы порадоваться телесно, но радость телесная, сопряженная с вином, может превратиться в горе, в таком случае нужно отказаться от вина.

    Вот, к примеру, живет в монастырской келье подвижник – где он возьмет вино, чтобы утешить себя в праздник? Нигде, все утешение для него – это молитва. А кто говорит: «Раз благословлено, надо пить», только оправдывает свое невоздержание. Вообще, есть много канонических правил, где написано, что для нас полезно, но мы их не исполняем, а за вино вот «зацепились».

    -Иерей Василий Зудилов: Владыка, благословите. Я окормляю общество «Трезвение» при храме Иконы Божией Матери «Смоленская» в городе Талица. Наше общество действует уже более полугода и насчитывает около 30 человек, причем число принявших обет трезвости постоянно растет, и среди них не только сами страждущие, но и их родственники, которые желают показать пред Богом свое стремление жить благочестиво.
    По желанию страждущих, мы принимаем обеты трезвения в период подготовки к посту. Потому что именно тогда гораздо проще объяснить людям, даже простым прихожанам, то, что «на посту» употреблять спиртные напитки неуместно. И кроме того, мы приняли решение к периоду воздержания от винопития присоединять и светлые седмицы, потому что именно во время праздника бывают сильные искушения. Такое решение родилось, во-первых, с Ваших слов (на собраниях священства вы постоянно говорите об «опасностях» светлой седмицы), а во-вторых, исходя из собственного опыта. И если раньше люди живо откликались на принятие обета трезвости на период поста, то теперь, испытав все искушения послепостового периода, совершенно здраво понимают целесообразность продлять этот период, захватывая и светлые седмицы, и праздничные дни. У многих даже возникло желание принять обет на еще больший срок. Вот такое горячее стремление бороться с алкогольным злом.
    -Владыка: Да, я замечал, есть такая категория людей: весь Великий пост человек не пьет, а в Светлую седмицу срывается. И нам надо от этого людей отворачивать. Необходимо, чтобы у людей появился иммунитет к потребности пить в праздник, ведь иные так напиваются, что на следующий день и работать не могут. А должно быть наоборот: пришел праздник – и мы с удвоенной силой воздерживаемся от спиртного.

    -Иерей Николай Голубцов: Владыка, благословите. Я окормляю общество «Трезвение» при бумажной фабрике г. Сухой Лог. На предприятиях люди всегда ориентируются на руководителей: если руководитель ведет здоровый образ жизни, то это, естественно, будет распространяться среди сотрудников. Есть уже один хороший пример, когда руководитель согласился воздерживаться от спиртного; обет, правда, не рискнул давать, но воздерживаться, говорит, буду. Он рассказывал: «После принятия этого решения я заметил интерес к себе среди управленцев, им было непонятно: почему я решился на воздержание. Но в понедельник, на планерку, никто не рискнул прийти “с запахом”».

    И сейчас мы проводим частные беседы, рассказываем о жизни общества, и многие откликаются. Но я не ориентируюсь на воздержание только от алкоголя и наркотиков, как наиболее страшной пагубы, я говорю вообще о трезвении. Когда говоришь о смысле жизни, о том, каким должен быть человек, как он должен жить, тогда люди прислушиваются. Многие приходят на повторные беседы, задают осознанные вопросы, интересуются православной жизнью.

    -Иерей Николай Трушников Владыка, благословите. На сельском приходе свои проблемы. Я провел разъяснительную беседу с прихожанами и выступил с инициативой провести занятия для страждущих от винопития. Многие из прихожан, пройдя эти занятия, приняли обет трезвости, причем прихожане в основном непьющие, у которых страждущие родственники. Они дали обет трезвости для того, чтобы поддержать и укрепить семью молитвенно, духовно.
    Но впоследствии я столкнулся с такой проблемой: при наборе новой группы в селе желающих больше не оказалось. Видимо, люди боятся ставить на себе клеймо пьяницы, ведь в деревне каждый друг друга знает, боятся разговоров, насмешек. И, хотя все обо всем знают, прийти в группу и сказать, что есть проблема, на это сил не хватает. И поэтому у меня работа в основном индивидуальная: люди знают, что у нас при храме есть общество трезвости, что я всегда готов помочь. И если кто-нибудь приходит со своей проблемой, я с ним индивидуально работаю. Часто бывает, что такой человек воцерковляется, перестает пить, и сельчане уже по иному смотрят на него. Конечно, некоторые его нарочно искушают, подталкивают, провоцируют, бывает очень тяжело удержаться, но с Божьей помощью удается устоять.

    -Владыка: Трезвость – это прежде всего знак уважения к себе и к людям. И к своему будущему. Ученые считают, что перемены в характере начинают происходить даже у пьющих умеренно. Миллионами загубленных жизней во всем мире подтверждено, что пить умеренно – это балансировать на все более шаткой и постоянно меняющейся грани дозволенного. Состояние эйфории, вызванное алкоголем, вытесняет истинные переживания. Жизнь подменяется иллюзией. Недаром в народе говорят, в водке много силы, чтобы рыть могилы. А за могилой наступает вечность. И православный человек, отказываясь совершенно от употребления спиртного, отсекает, по слову Господа нашего Иисуса Христа, соблазн от самого себя и от своего ближнего, подавая этим благой пример окружающим.
    Наше желание – чтобы трезвость стала «православным обычаем» не только среди чад Церкви, но и в мире. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как ры-кающий лев, ища кого поглотить» (1 Петр. 5. 8 ).
    Желаю вам Божией помощи в вашем богоугодном деле и думаю, что в дальнейшем мы продолжим обсуждать эту наболевшую проблему

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика