Все гаже, и гаже, и гаже...
- Пенсионер
10.06.2009 15:09
Поликарпов пишет: «Цифры впечатляют. Не очень понятно, правда, с какой целью бывший командарм 16 ВА С.И. Руденко в послевоенных мемуарах упоминает 273 ИАД в контексте инициатора чреватого для Шахурина и Новикова события в июне 1943 года. Какова роль Руденко С.И. в «деле авиаторов»? Свидетель? Пострадавший? Может «переводил стрелку» на комдива –273 Фёдорова Ивана Евграфовича? Кто может прояснить в «деле авиаторов» роль Сергея Игнатьевича Руденко?»
Уважаемый, хотя и безвременно покинувший наш форум, г-н ПОЛИКАРПОВ! Бывший командующий 16-й ВА Руденко Семен Игнатьевич в « деле авиаторов» принимал самое активное участие. Материалов в интернете и СМИ на эту тему много. 16 МАРТА 1946 года была создана Государственная комиссия по ВВС во главе с Н. А. Булганиным, заместителем министра Вооружённых Сил СССР. В её состав вошли секретарь ЦК ВКП(б) Г. М. Маленков, начальник Генштаба маршал А. В. Василевский, Главком Сухопутных войск маршал Г. К. Жуков, а также три маршала авиации — С. И. Руденко, К. А. Вершинин и А. Е. Голованов. Комиссия первоначально проверяла сведения, выбитые абакумовскими ребятами из бывшего командующего 12-й Воздушной армией маршала авиации С. А. Худякова (бывший начальник штаба ВВС), арестованного ещё в декабре 1945 года. Суть их сводилась к утверждениям, будто командование ВВС принимало от наркомата авиапромышленности дефектные самолёты и моторы. В марте — апреле 46-го были арестованы министр авиационной промышленности А. И. Шахурин, авиационные генералы А. К. Репин, Н. П. Селезнёв, Н. С. Шиманов и два ответственных работника ЦК. А в ночь с 22 на 23 апреля арестовали маршала Новикова… 10 МАЯ 1946 года Военная коллегия Верховного Суда СССР, возглавляемая В. В. Ульрихом, начала рассматривать дело авиаторов в закрытом судебном заседании, без участия защиты и вызова свидетелей. Уже на третий день был вынесен обвинительный приговор. Военная коллегия заявила, что «в системе Наркомата авиапромышленности и ВВС Советской Армии существовала антигосударственная практика, приводившая к тому, что на протяжении войны и в последний период… выпускались бракованные самолёты и авиамоторы, которые затем преступным путём протаскивались на вооружение авиационных частей». Шахурин получил 7 лет лишения свободы, Репин — 6 лет, Новиков — 5, Шиманов — 4, ряд кураторов Авиапрома из ЦК — по 2 года. ГЛАВНЫЙ маршал авиации, дважды Герой Советского Союза Новиков был реабилитирован в 1953 году (при Лаврентии Берии и, якобы, по его инициативе). Его восстановили в звании, вернули государственные награды, назначили командующим дальней авиацией, а затем заместителем главкома ВВС. Ушёл из жизни он в 1976 году. Так что Руденко пришлось еще пообщаться в ВВС с реабилитированным Новиковым. В бытность командарма 16-й ВА сам Руденко наверняка был замешан в темных делах с бракованными самолетами, но пользуясь благосклонностью И. В. Сталина и своим положением члена Государственной комиссии при ВВС, созданной в 1946 году для проверки показаний Худякова, остался целым и невредимым. Понятно, что в мемуарах С.И. Руденко хотел бы заявить пострадавшим сотоварищам, которые в то время были живы, что к делу авиаторов он не причастен, дескать заставили расследовать и т.п. Но слишком многие знали его роль в деле. Пришлось кивать на стрелочника. Называя номер дивизии (273-й) Руденко косвенно дает понять фигурантам «дела авиаторов», что он, конечно бы скрыл от Сталина, что перед Курской битвой в 16-ю ВА поступили бракованные самолеты, но помешал командир дивизии Федоров И.Е., который предал огласке факты аварий и причины гибели летчиков на этих бракованных самолетах. К тому времени, честный и прямой характер Ивана Евграфовича был многим вышестоящим начальникам известен и сомнений в том, что он дойдет до Верховного Главнокомандующего не было. С Руденко С.И. все понятно. К Федорову он относился неприязненно. И вопрос на засыпку – получил бы в 1948 году звание Героя Советского Союза Федоров И.Е., если бы в это время А.А. Новиков и А.И Шахурин не находились в тюрьме?
|