"Политические православные" Украинской Православной Церкви предпочитают Мазепу
- Автор материала
08.06.2009 12:58
Спасибо дьякону А.Глущенко за продуктивную работу. Он затеял такую дискуссию, что эта статья будет долго висеть на главной странице сайта. Как автор вполне удовлетворен. Я правда, физически не смогу ответить на все то, что он здесь написал – у меня не настолько много времени. Дьякон совершенно «случайно» оказался на майдане, «случайно» похвалил голодоморство, похвалил Бжезинского. Нет, не из преданности либерально-националистической идеологии оранжевой власти, а из академической «объективности», из любви к «мирным демонстрантам» майдана. Кстати, о «мирных демонстрантах». Один из его организаторов, позже - министр транспорта и губернатор Запорожской области - Евгений Червоненко сам рассказал об отрядах боевиков, которые были готовы силой оружия защищаться от попыток их разогнать: "У меня и у Давида (Жвании. - Авт.) были силы". "Много?" - спросил журналист. "Сотни. Но мы были готовы к бою... Все были вооружены"»... А вот заметка о том, как Ющенко собирался штурмовать Кабмин танками, готовыми выступить на стороне «мирных демонстарнтов». А дьякон А.Глущенко в то время в своей политической публицистике расписывал, как злые «бандюки» готовят кровопролитие. http://obkom.net.ua/news/2005-11-22/1255.shtml Насчет лжи дьякона о голодоморе. Вот что он писал: «тема Голодомора как геноцида часто неадекватно воспринимается, рассматривается сквозь призму некоторых мифов. Дескать, украинцы якобы отрицают голод в других регионах СССР, винят в Голодоморе Россию, русский народ, надеются получить какие-то компенсации и т. д. Ничего подобного, даже тени намека на такое нет ни в одном официальном украинском документе о Голодоморе, ни в одном выступлении официальных лиц». «определение Голодомора в современной Украине как геноцида вызывает у некоторых наших российских братьев ошибочную реакцию, будто якобы тем самым Украина обвиняет в организации этого голода русский народ. Опять-таки - ничего подобного. ..Заявления же о требовании каких-то компенсаций от России как преемницы СССР за Голодомор распространяют лишь несколько украинских политиков-провокаторов, слава Богу, не имеющих в этом совершенно никакой поддержки ни у нашего народа, ни во властных кругах…» Приведу высказывания этих самых официальных лиц. «Нашеукраинец» депутат Рады Николай Кульчинский заявил: «А знаете ли вы, что в Организации Объединенных Наций есть специальные фонды для народов, которые перенесли геноцид или холокост? Как мы можем добраться до этих фондов?» «Голод в Украине был выбран как способ усмирения украинского народа", - Ющенко. И достаточно любому человеку зайти в голодоморный памятник, поставленный властями в период экономического кризиса на печерских холмах, чтобы увидеть, какая там проводится политическая линия. Там вспоминается и «гнет Украины» Россией сотни лет назад, а потом экспозиция плавно переходит к голодомору. факта голодомора никто не отрицает, но обрисовывание которого геноцидом украинцев есть ложь. «в ответе Игоря Друзя видна его полная церковная безграмотность. согласно ему, анафема на Мазепу вошла в какую-то церковную "гимнографию" (вообще-то, гимнография – это тексты песнопений, стихиры, каноны)»
Я, конечно, знаю, что дьякон, обычный ветеран майдана, человек малообразованный, но зачем так явно всем это демонстрировать? Конечно, анафема Мазепе вошла в церковную гимнографию. Если дьякон даже этого не знал – зачем же писать статьи на эту тему в «академическом» стиле. Есть богослужебный текст – "Служба Богу в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над свейским королем Каролом вторым надесять и воинством его, содеянной под Полтавой в лето от воплощения 1709", совершавшуюся 27 июня, в день Полтавской баталии, а также "Само это богослужебное последование, а равно и Службы на воспоминание заключенного мира между империею Российскою и короною Свейскою" (30 августа). "Само это богослужебное последование, а равно и Службы на воспоминание заключенного мира между империею Российскою и короною Свейскою". Обе эти службы созданы известными деятелями Петровской эпохи – Феофилактом Лопатинским и Гавриилом Бужинским. Феофилакт Лопатинский (ок. 1680 – 6 (17) у 1741) выпускник и преподаватель Киево-Могилянской Академии, затем – преподаватель, а с 1708 г. ректор Славяно-Греко-Российской Академии, с 1723 г. епископ (впоследствии архиепископ) Тверской и Кашинский.
При этом назвать Феофилакта верным сподвижником Петра нельзя. Он был верным Киево-Могилянским воспитанником, и в глубине души не поддерживал Петровских преобразований. Благодаря своим антипротестантским взглядам он нажил много врагов (в их числе оказался его бывший товарищ по Киево-Могилянской академии, всесильный впоследствии Феофан Прокопович), и на склоне лет, в 1736 году оказался в застенках Петропавловской крепости. Процитирую отрывки: "О крайнего неистовства и злобы! Обретеся ныне последующий зле предыдущему Иуде, Обретеся вторый Иуда, раб и льстец, Обретеся сын погибельный, диавол нравом, а не человек, Треклятый отступник Мазепа, Иже оставив страну православную, И прилепися к супостату, совещая воздати злая за благая, за благодеяния – злодейство, за милость – ненависть…" В этом тексте воспроизводятся аллюзии из службы Страстной Седмицы, в частности – стихир утрени Великого Четверга: "Иуда – раб и льстец, Ученик и наветник, Друг и диавол от дел явися".
Меня изрядно смущает самый стиль дьякона, который всегда пытается скрыть тот факт, что является фанатичным сторонником либеральной идеологии, и пытается писать о необходимости приспособить Церковь к своим политическим взглядам с якобы академической точки зрения. Я давно понял, что не стоит даже пытаться спорить в этом ключе. Дьякон А.Глущенко в упор не замечает тех канонических аргументов, которые работают против него. На одном из форумов, я, например, спросил его, как он прокомментирует вот это. «Правила Святых Апостолов, в том числе и восемьдесят четвертое: "Если кто не по правде досадит царю или князю, да понесет наказание. И если таковой будет из клира: да будет извержен от священного чина, если же мирянин: да будет отлучен от церковного общения".» Дьякон ответил демагогией: «Вы берете древний канон, когда еще не была разработана система епитимий в ее отличие от анафем». Я также спросил о 8 правиле Григория Чудотворца: "Если которые сопричислились к варварам, и с ними, во время своего пленения, участвовали в нападении, забыв, что были понтийцами и христианами, и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом, или удавлением, также указывали неведущим варварам пути или дома, – таковым должно преградить вход даже в чин слушающих, доколе что-либо изволят о них, вместе сошедшись святые Отцы, и прежде них – Дух Святой" Он просто не ответил на мой вопрос. Итак, надо прямо заявить о дерзости сторонников Мазепы, пытающихся изменить церковные решения в угоду своим политическим кумирам. Прямо нужно заявить о глупости подобной дискуссии – никогда РПЦ не снимет анафемы Мазепе, это такая же утопия, как мечтания дьякона Глущенко и других ветеранов майдана о вступлении Украины в ЕС. Или об «отделении бизнеса от политики», который должен был провести «народный президент», за которого так рьяно агитировал дьякон со товарищи. Кстати, этот «высокодуховный» президент с «некравшими руками» недавно наложил вето на закон Верховной Рады о запрете игорного бизнеса. Наверное, из-за своей высокой духовности и совершенно бесплатно он наложил вето на закон, о необходимости принятия которого говорили представители всех основных религиозных конфессий на Украине. Все политические агитаторы за Ющенко должны бы нести моральную ответственность за действия своего кумира.
|