В.М.Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX- начала XX вв.
- Виктория Гусакова
07.06.2009 17:40
Уважаемый Игорь Непомнящих! Хочу заметить, что в конце XIX века живопись Васнецова не только вполне устраивала Православную Церковь, но и даже приветствовалась ей. Об этом свидетельствуют и отзывы, включая обер-прокурора К.П. Победоносцева, и заказы, предоставляемые Васнецову, в крупных соборах Российской империи. Что касается лика Христа в момент крестных страданий, то подобная иконография не была новшеством даже для канонической русской иконописи. Примером может служить образ Христа в терновом венце, написанный в XVII столетии мастерами круга Симона Ушакова, из Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге. Этот извод являлся моленной иконой императора Петра I, перешедшей ему от отца, государя Алексея Михайловича, и почитается как чудотворный образ. Несомненно, в изображении страстей Господних есть влияния западноевропейской живописи, но говорить о католическом воздействии будет все же преувеличением. Что касается влияния Сикстинской мадонны Рафаэля на образ Богоматери Васнецова, сам Васнецов об этом ничего не писал. Подобное сравнение проводили его современники, но и они находили принципиальную разницу в работе Рафаэля и Васнецова. Эту разницу, на мой взгляд, хорошо отразил проф. И.А. Сикорский. Его замечание в статье цитируется. Спасибо за отзыв. С уважением - автор В.Г.
|