Что за фасадом...
- Дмитрий Б.
23.07.2007 23:56
В. Семенко: Не первый раз Вы обвиняете авторов обращения и их сторонников в отсутствии "навыков богословского мышления". Признавая Ваш авторитет в этом вопросе, я все же посмею заметить, что и Ваше мнение по ряду пунктов в обращении епископа Диомида оказалось несогласным со мнением известного апологета святоотеческой веры, преподавателя МДА Юрия Максимова (http://www.taday.ru/text/48285.html).
Например по пункту в обращении о "едином Всевышнем", который упоминался в послании религиозного саммита, Вы писали: "Здесь-то эти люди (реальные авторы текста) и проявляют всю слабость своей богословской мысли, пытаясь доказать ее с помощью явной натяжки, мысленного кульбита, вполне в духе Назарова – цепляются к этому "Всевышнему".
Юрий Максимов же, анализируя послание саммита, делает выводы, скорее согласные с позицией владыки Диомида: "В некотором смысле, быть может, оправдано предположение профессора диакона Андрея Кураева, сказавшего: "Если православный человек написал "Будем хранить мир, заповеданный Всевышним", а мусульманин под этим текстом подписался - что же в этом плохого?"
С этим можно согласиться теоретически, но практически оно неприложимо к обсуждаемому документу саммита, поскольку в самом документе прописано иное - что его выработали и согласовали в равной степени "главы и посланцы христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин из 49 стран". И в этом контексте совместное упоминание "Всевышнего", "Творца" подразумевает согласную веру и очевидно льет воду на лжеучение о том, что "все религии - это разные пути к одной вершине", весьма распространенное ныне в массовом сознании. (...) Какой смысл было вставлять все эти "религиозные" фразы, не добавляющие ничего по существу, и особенно последнюю: "Будем хранить мир, заповеданный Всевышним"? Неужели кто-то считает, что после этого хотя бы один мусульманский террорист выбросит в урну пояс шахида и скажет своему наставнику: "Извини, учитель, я тут прочитал "Послание всемирного саммита религиозных лидеров" и понял, что нужно хранить мир, заповеданный Всевышним"? Или израильтяне, или индусы, или американские солдаты, или хоть кто-то еще из представителей перечисленных религий станет руководствоваться авторитетом данного саммита в повседневной жизни?
Вряд ли кто-то на это всерьез рассчитывает. Перед нами вполне деловое послание к вполне конкретному адресату. И лично мне кажется, что это послание уместнее и честнее было бы выдержать в деловом ключе, не вставляя двусмысленных и смутительных "богословских" фраз".
Такое же согласие наблюдается у Юрия Максимова по сути вопроса о "единых нравственных ценностях". Согласен с его замечанием по поводу неопределенности этого пункта обращения, расплывчатую фразу об "официальном заявлении по центральному телевидению" стоило бы подкрепить конкретными фактами.
Лично мне известно только одно такое утверждение митрополита Кирилла (Гундяева), высказанное им в передаче "Национальный интерес" на центральном канале "Россия" в дни саммита религиозных лидеров. На предложение журналиста продемонстрировать нравственное единство митрополит Кирилл ответил: "В отличии от многих политиков, которым часто в студии предлагают сделать то же самое, я думаю мы можем это сделать без всяких трудностей, потому что принадлежим к единой системе нравственных ценностей, которые передаем миру". Видео можно взять тут (4 Мб): http://stream.ifolder.ru/2744637
Не смотря на то, что это все-таки неофициальное заявление, все же оно не меньше "льет воду на лжеучение о том, что "все религии - это разные пути к одной вершине", чем послание саммита.
В статье Юрия Максимова также есть замечательные рассуждения об экуменизме и членстве нашей Церкви в ВСЦ.
Не касаясь сложного вопроса о личных номерах, в котором даже решения поместных церквей находятся в противоречии (на сколько мне известно), и вопросов так или иначе связанных с политикой, можно признать согласие (в той или иной степени) по ряду пунтов.
По-моему, статья Юрия Максимова - хороший пример богословского ответа, который можно использовать в качестве базы для формирования конструктивной полемики вокруг обращения епископа Диомида. Осмысление проблем в святоотеческом духе - это именно то, чего не хватает всем нам. Навязываемое же в рассуждениях противников обращения разделение церковной жизни на политику, дипломатию, вероучение, ради попыток оправдать все накопившиеся проблемы, поверьте, тоже не выглядит как высокий "богословский уровень".
|