Ответ на статью "О переводе богослужения на русский язык"

  • Провинциал     04.06.2009 12:03

    Извините, но если "крюкомольство" помогает избежать от "лишних мыслей", дисциплинирует и концентрирует - да сколько угодно! Но, если Вы внимательно прочли мои слова, то я упомянул, что по крюкам мало кто поет, даже знаменный распев. У упомянутого мною "строгого" батюшки в храме была редкая дисциплина и тишина: при разговорах в храме он приостанавливал богослужение.
    Насчет партессного пения представление (как слушатель) имею, ибо моя дочь пела в православном хоре, и в храме. Я неоднократно присутствовал на их концертах. Естесственно, для хора более предпочтительно партессное, сложное и эмоциональное пение, ибо производит впечатление на слушателей, вызывая даже слезы.
    Нисколько не отрицаю возвышенной и сильной, эмоциональной духовной музыки, люблю музыку Чеснокова, Кастальского и Чайковского, и пр., и некоторых современных авторов. У меня есть и диски, которые люблю слушать, когда есть возможность и настроение. Но... всему свое место и время!
    Многие (и себя на том ловил) во время богослужения более углубляются в красивое и эмоциональное пение (а ведь это - молитвы!), музыку, забывая о смысли и содержании.
    Допустимо партессное пение (обобщим этим термином все разновидности), наверное, и в праздничные дни. Допустимо и условно партессное пение, когда певчие из народа по-иному и не умеют, когда есть храмовая традиция.
    Но строгий знаменный распев более подходит для молитвенного настроения, особенно в монастырях и в дни поста.
    Ведь Вы не столько спорите со мной, сколько с известными богословами 18-19 веков. Я - лишь слушатель и высказываю сугубое свое мнение и свои ощущения.
    Блаженный Иероним, обращаясь к молодежи, которая поёт в храме, увещевает её, что «петь Богу надлежит не столько горлом, сколько сердцем; горло и уста в храме не должны быть таковы, как в трагедии» и во храме не следует петь «театральных мотивов и песней, а надлежит благоговейно произносить и познавать Св. Писание». Хотя бы пение в храме и не было сладкогласнейшим, всё же оно, при добрых делах, приятно Богу. Слуга Христов должен петь так, чтобы приятными были слова, которые он произносит, а не голос его, дабы этим изгнать злого, савловского духа из тех, в которых этот злой дух, подобно Савлу, обитает, и дабы этот злой дух не вселился в тех, кто храм Божий превращает в театр».
    Преосвященный Арсений: "НУЖНО ДОРОЖИТЬ НАШИМ ДРЕВНИМ ЦЕРКОВНЫМ ПЕНИЕМ. Оно есть выражение духа нашего народа, воспитавшегося и возросшего под влиянием Церкви. Нужно дорожить своими родными мелодиями, как памятниками религиозно-народного песенного творчества. К сожалению, мы не дорожим им. ОТСЮДА ИСТИННОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ ЗАБЫВАЕТСЯ, ИЗМЫШЛЯЕТСЯ НОВОЕ, ЧУЖДОЕ ДУХУ НАШЕГО НАРОДА. Забота о сохранении и восстановлении древнего церковного пения является одной из главных забот тех, кому дороги интересы Церкви и народа. Церковное пение должно быть строго молитвенным."

    Где бы я хотел быть, чтобы ощутить молитвенный настрой? - Конечно в аскетическо-молитвенной обстановке.
    Но Вы, батюшка, не огорчайтесь: "крюкомольство" - большая редкость. Впрочем, как и отстутствие ИНН на храме или человеке. Как истинно православная жизнь. Слабы мы верой и духом, увязли в своих страстях и мирском вещизме.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика