Все гаже, и гаже, и гаже...
- Данильчук
29.05.2009 17:28
Поликарпов «…с какой целью бывший командарм 16 ВА С.И. Руденко в послевоенных мемуарах упоминает 273 ИАД в контексте инициатора чреватого для Шахурина и Новикова события в июне 1943 года. Какова роль Руденко С.И. в «деле авиаторов»?
В.Родионов в своей статье затронул весьма важную тему, касающуюся поставки в 16 ВА накануне Курской битвы бракованных «Яков». Так оказалось, что эти самолеты были в разных полках, но основной конфликт возник именно в полках 273 ИАД, которой командовал И.Е.Федоров. В.Родионов написал, что молодые летчики, вместо того, чтобы совершенствовать мастерство не летали, а те, кто вылетал, погибали. По воспоминаниям оружейницы 157-го ИАП Р.Ф. Коробовой-Голубовой только одному летчику удалось подняться в воздух и посадить бракованный самолет. И это, вне всяких сомнений, был именно И.Е.Федоров, который и подал служебную записку командарму Руденко. И уже через него дело дошло до Сталина. В этой связи вот, что представляется важным. Авиаконструктор Яковлев, и не только он, знали о наличии дефектов, но ничего не предприняли, не доложили Сталин, к которому Яковлев был вхож. За то время, пока они трусливо молчали, гибли молодые летчики. И только Федоров поднял тревогу. Как вы думаете, будут ли благосклонны к нему высшие авиационные начальники? Забудет ли Яковлев? А проявивший инициативу Федоров, будет после обсуждений вопроса о негодных самолетах у Сталина еще и наказан заместителем Новикова Ворожейкиным. Есть две пословицы. Одна оптимистичная: каждый кузнец своего счастья. Другая - пессимистичная: каждый кузнец своего несчастья. Первая вполне подходит к высшим армейским чинам, таким, как Яковлев и Руденко. А вторая для таких, как Федоров.
Из мемуаров авиаконструктора А. Яковлева
«Тем не менее задержка немецкого летнего наступления в районе Белгород — Курск — Орел была очень кстати. Эта задержка оказалась особенно ценной для нас, авиационников, так как в начале июня 1943 года мы совершенно неожиданно попали в беду. В последний момент, когда наши войска готовились к отражению нового наступления противника, выяснилось, что полученные фронтом с восточных заводов ЯКи, составлявшие подавляющее большинство истребительных самолетов на Курском направлении, оказались небоеспособными. 3 июня 1943 года меня и заместителя наркома П. В. Дементьева, ведавшего вопросами серийного производства, вызвали в Ставку Верховного главнокомандования. В кабинете кроме Сталина находились маршалы Василевский и Воронов. Мы сразу заметили на столе куски потрескавшейся полотняной обшивки крыла самолета и поняли, в чем дело. Предстоял неприятный разговор. Дело в том, что на выпущенных одним из восточных заводов истребителях ЯК-9 обшивка крыльев стала растрескиваться и отставать. Произошло несколько случаев срыва [349] полотна с крыльев самолета в полете. Причиной этому явилось плохое качество нитрокраски, поставляемой одним из уральских химических предприятий, где применили наспех проверенные заменители. Краска была нестойкой, быстро подвергалась влиянию атмосферных условий, растрескивалась, и полотняная оклейка крыла отставала от фанеры. Мы уже знали об этом дефекте и всеми мерами стремились ликвидировать его. Сталин, указывая на куски негодной обшивки, лежавшие на столе, спросил: — Вам об этом что-нибудь известно? — и зачитал донесение из воздушной армии, дислоцированной в районе Курска, присланное вместе с образцами негодной обшивки. Мы сказали, что случаи срыва обшивки нам были известны. Он перебил нас: — Какие случаи? Вся истребительная авиация небоеспособна. Было до десятка случаев срыва обшивки в воздухе. Летчики боятся летать. Почему так получилось?! Сталин взял кусок полотна, лакокрасочное покрытие которого совершенно растрескалось и отваливалось кусками, показал нам и спросил: — Что это такое? Дементьев сказал, что мы о дефекте знаем и принимаем меры к тому, чтобы прекратить выпуск негодных самолетов и отремонтировать уже выпущенные машины. Дементьев обещал в кратчайший срок исправить положение и обеспечить боеспособность всех самолетов, выпущенных за последнее время. Сталин с негодованием обратился к нам: — Знаете ли вы, что это срывает важную операцию, которую нельзя проводить без участия истребителей? Да, мы знали, что готовятся серьезные бои в районе Орел — Курск, и наше самочувствие в тот момент было ужасным. — Почему же так получилось?! — продолжал все больше выходить из себя Сталин, — Почему выпустили несколько сот самолетов с дефектной обшивкой? Ведь вы же знаете, что истребители нам сейчас нужны как воздух! Как вы могли допустить такое положение и почему не приняли мер раньше? Мы объяснили, что в момент изготовления самолетов этот дефект обнаружить на заводе невозможно. Он обнаруживается лишь со временем, когда самолеты находятся не под [350] крышей ангара, а на фронтовых аэродромах, под открытым небом — под воздействием дождя, солнечных лучей и других атмосферных условий. Выявить дефект на самом заводе трудно было и потому, что самолеты сразу же из цеха отправлялись на фронт. Никогда не приходилось видеть Сталина в таком негодовании. — Значит, на заводе это не было известно? — Да, это не было известно. — Значит, это выявилось на фронте только перед лицом противника? — Да, это так. — Да знаете ли вы, что так мог поступить только самый коварный враг?! Именно так и поступил бы, — выпустив на заводе годные самолеты, чтобы они на фронте оказались негодными! Враг не нанес бы нам большего ущерба, не придумал бы ничего худшего. Это работа на Гитлера! Он несколько раз повторил, что самый коварный враг не мог бы нанести большего вреда. — Вы знаете, что вывели из строя истребительную авиацию? Вы знаете, какую услугу оказали Гитлеру?! Вы гитлеровцы! Трудно себе представить наше состояние в тот момент. Я чувствовал, что холодею. А Дементьев стоял весь красный и нервно теребил в руках кусок злополучной обшивки. Несколько минут прошло в гробовом молчании. Наконец, Сталин, походив некоторое время в раздумье, несколько успокоился и по-деловому спросил: — Что будем делать? Дементьев заявил, что мы немедленно исправим все самолеты. — Что значит немедленно? Какой срок? Дементьев задумался на какое-то мгновение, переглянулся со мной: — В течение двух недель. — А не обманываете? — Нет, товарищ Сталин, сделаем. Я ушам своим не верил. Мне казалось, что на эту работу потребуется по крайней мере месяца два. Сталин никак не рассчитывал, что так быстро можно исправить машины. Откровенно говоря, я тоже удивился и подумал: обещание Дементьева временно отведет грозу, а что будет потом? [351] Срок был принят. Однако Сталин приказал военной прокуратуре немедленно расследовать обстоятельства дела, выяснить, каким образом некачественные нитролаки и клеи попали на авиационный завод, почему в лабораторных условиях как следует не проверили качество лаков. Тут же он дал указание отправить две комиссии для расследования: на Уральский завод лаков и красок и на серийный завод, производивший ЯКи. После чего Сталин обратился ко мне: — А ваше самолюбие не страдает? Как вы себя чувствуете? Над вами издеваются, гробят вашу машину, а вы чего смотрите? — Товарищ Сталин, я себя чувствую отвратительно, так как отлично представляю, какой ущерб делу это принесло. Но вместе с Дементьевым обещаю, что мы примем самые энергичные меры, и в кратчайший срок дефект будет устранен. Когда мы выходили из кабинета Сталина, я облегченно вздохнул, но вместе с тем не мог не сказать Дементьеву: — Слушай, как за две недели можно выполнить такую работу? — А ты чего хочешь, чтобы нас расстреляли сегодня? Пусть лучше расстреляют через две недели. Трудно, а сделать надо, — ответил Дементьев. Вся тяжесть ликвидации последствий некачественной оклейки крыльев легла на Дементьева, и надо отдать ему должное — он проявил и энергию и инициативу. Немедленно было организовано несколько десятков бригад, и с необходимыми материалами они были отправлены самолетами на все фронтовые аэродромы Курского направления, где базировались истребители ЯК. Бригады формировались из столяров и маляров не только на серийных заводах, производивших ЯКи, но и на всех близлежащих заводах. К тому времени, поскольку еще раньше появились сигналы о плохом качестве краски, химический завод изменил технологию, и на фронтовые аэродромы было доставлено необходимое количество доброкачественных лаков. Благодаря экстренным мерам, принятым наркоматом, действительно удалось в течение двух-трех недель на многих сотнях самолетов укрепить обшивку крыла, полностью устранить опаснейший дефект, который в критический момент войны мог обречь нашу истребительную авиацию на бездействие и лишить воздушного прикрытия наши войска. [352] Проведенная работа оказалась ко времени. Буквально через два-три дня началось знаменитое сражение на Орловско-Курском направлении».
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится!
|