Проект "Общее дело"
- Николай Каклюгин
27.05.2009 18:52
О сухом законе как варианте решения проблемы повышенного потребления населением России алкогольных напитков с отягчающими последствиями неплохо написано в короткой, но ёмкой статье "Борьба с алкоголизмом в России".
Стоит привести её полностью. Она небольшая, поэтому модераторы форума, думаю, пропустят её в полном объёме:
"Сторонники «сухого закона» заявляют, что период времени с 1914 года по 1925 год был замечательной страницей нашей истории. Приведем отрывок из законопроекта крестьянских депутатов Государственной Думы 1916 года: «Сказка о трезвости — преддверие земного рая — стала на Руси правдой. Понизилась преступность, сократилось нищенство, опустели тюрьмы, освободились больницы, настал мир в семьях, поднялась производительность труда, явился достаток. Несмотря на пережитые потрясения, деревня сохранила и хозяйственную устойчивость, и бодрое настроение. Облегченный от тяжелой ноши — пьянства — сразу поднялся и вырос трудовой народ. Да будет стыдно всем, которые говорили, что трезвость в народе немыслима, что она не достигается запрещением»...
Однако запрет 1914 года не распространялся на самогон. Самогон производился не только в деревнях, но и в крупных городах. Было ликвидировано множество подпольных шинков.
Что же такое «сухой закон»? Это решение проблемы пьянства административным, волевым действием. Но история нас неоднократно предупреждала, что сложные социально-экономические проблемы одними распоряжениями не решаются.
Каковы же возражения по существу?
Во-первых, опасность самогоноварения. Пьянство становится как бы бесконтрольным.
Во-вторых, приносимый экономический вред. Сколько пошло сахара, зерна, картофеля, свеклы на эти 2 миллиона литров самогона? А на другие миллионы, неизъятые и уже выпитые?
В-третьих, вредное влияние самогона на организм. Высокомолекулярные спирты, эфи-ры, токсические альдегиды и тому подобное, что зовется сивушными маслами, не только «дурят» сильнее алкоголя, но и вызывают в организме необратимые процессы. От самогона люди спиваются и заболевают скорей, чем от водки.
В-четвертых, недопустимо ставить знак равенства между водкой и пьянством. Между ними стоит человек, которого как бы не замечают. Водку можно запретить, а человека? Между потреблением водки и ее запретом есть целая стадия разума, воли, ограничения, большой и кропотливой работы. Сторонники «сухого закона» хотят ее миновать. Наивно, ибо без этой переходной стадии любой «сухой закон» в конечном счете, обречен на пустой звук. И прав был народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко, сказавший, что к запрещению спиртного население должно быть подготовлено.
В-пятых, «сухой закон» — это не трезвость, это всего лишь состояние, когда не пьют, поскольку пить нечего. А нам что нужно: «сухой закон» или трезвость? (примечание - и если уж трезвость, то какой ценой, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!)
В 1925 году стали выпускать, и продавать водку, а в 1928 году было создано Общество по борьбе с алкоголизмом. На заводах и фабриках возникали ячейки этого общества. Московский завод «Серп и молот» обратился с воззванием «Единым фронтом на борьбу с алкоголизмом и табаком!». Началось широкое трезвенническое движение: митинги, демонстрации, диспуты, месячники, выставки бракованных деталей, выпущенных пьяницами."
Но, как вполне справедливо отмечают авторы данной работы:
"И все-таки в словах сторонников «сухого закона» есть доля правды. Искренняя, убежденная и массовая антиалкогольная борьба дала результаты. Значительно сократилось производство самогона, и перед самой войной пить стали меньше — заметьте, без всякого «сухого закона». Однако одними запретительными мерами уничтожить нездоровое стремление людей к пьянству нельзя. Призывами и разговорами пьянство не одолеешь, нужна продуманная антиалкогольная пропаганда, которая на телевидении строится по принципу: рассказывая о последствиях алкоголизма и показывая спившихся алкоголиков, потерявших человеческий облик, телезрителя пугают, что если они будут выпивать, то станут такими же. Несмотря на такую пропаганду, опросы населения констатируют: более 60% людей считают, что небольшие дозы алкоголя не только невредны, но и полезны для здоровья, а некоторые уверены, что понемногу спиртное можно давать и детям.
Каждый взрослый человек знает, алкоголь обладает многими положительными свойствами. Он и успокаивает, и веселит, и бодрит, и облегчает общение, снимает стрессы и психическое напряжение, а в малых дозах — улучшает сон и аппетит. Поэтому пугать или переубеждать людей, на собственном опыте испытавших положительные эффекты спиртных напитков, что это вредно, что есть вероятность когда-нибудь, через много лет заболеть алкоголизмом, — бесперспективное занятие.
Многие книги известных ученых по проблеме алкоголизма адресованы исключительно профессионалам, написаны сложным научным языком, со специфическими терминами. Для населения предназначаются лишь популярные брошюры с устрашающей картинкой на обложке, которая отпугивает читателей от чтения брошюр, а не от пьянства. Сомнительно, что хоть один человек прекратил употреблять спиртное, прочитав такую брошюру. То есть запугивание тяжелыми последствиями чего-либо, когда это возникает не сразу же, а когда-нибудь потом, обычно безуспешно. Весело, хорошо и приятно сейчас, а что будет в далеком будущем люди обычно не задумываются, надеясь на русский «авось».
Пьяниц много и в среде с низким социально-экономическим уровнем, и среди интеллигенции, и в творческой среде, и в деловых кругах, и среди крупных политиков и общественных деятелей. Много значит отношение общества в целом и окружающих людей к дозволенности потребления спиртного. Отношение современного общества к этой проблеме таково, что людей, употребляющих спиртное — умеренно или чрезмерно, — сейчас больше, чем не пьющих. Абсолютный трезвенник может вызвать больше вопросов, почему он не пьет, чем пьяница — почему он выпивает.
Таким образом, в программу отрезвления нужно включать культурно-просветительные и экономические меры."
Источник: http://www.spbstu.ru/public/polytech/issue21_03/article_12.html
Дополню - и ОБЯЗАТЕЛЬНО привитие духовно-нравственных принципов бытия, характерных для большинства жителей России, то есть тех, что заложены в учении Русской Православной Церкви.
|