Все гаже, и гаже, и гаже...
- ПОЛИ-КАРПОВ
25.05.2009 19:08
И ещё о ремонте новых Яков накануне решающего сражения в Курской битве. И.Е. Федоров, первый выявивший дефекты в новых самолетах, видимо оказался в центре (или в опасной близости) большого скандала. Друзей не приобрел, а недоброжелателей высокого ранга добавилось, и меж них не только авиаонструктор Яковлев. Вячеслав Родионов, в обсуждаемом письме, ссылается на книгу Виталия Горбача «Авиация в Курской битве», однако не показывает масштаба явления. Вот что пишет В. Горбач на стр.22-23. « Наиболее критическая ситуация, связанная с качеством выпускаемых самолетов, сложилась в начале июня, когда на многих штурмовиках и истребителях, выпущенных в в январе-марте 1943 года, было обнаружено растрескивание и отставание обшивки, ставшие причиной нескольких катастроф и аварий в строевых частях. Причина крылась как в плохом качестве клея и лакокрасочных покрытий, так и порой в низком качестве используемой древесины. Ситуация еще более усугублялась тем, что дефекты были выявлены в момент, когда в Ставке со дня на день ожидалось начало немецкого наступления. Известие о том, что большинство боевых самолетов оказались небоеспособными, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Подробности этого скандала хорошо описаны в книге А.С. Яковлева «Цель жизни». Вызванные в Кремль руководители Наркомата авиапромышленности были приравнены разгневанным Сталиным к самым коварным врагам, а выход из строя значительной части самолетного парка – к «работе на Гитлера». Несмотря на разразившуюся бурю, понимание необходимости исправить ситуацию в кратчайшие сроки, к счастью не привело к печальным оргвыводам, столь характерным для сталинской эпохи ( с В. Горбачем нельзя согласиться – оргвыводы последовали. В 1946-1947 г. г. по «делу авиаторов» были осуждены и несколько лет хлебали тюремную похлебку бывший нарком авиапрома Шахурин, главный маршал авиации Новиков, маршал авиации Худяков, главный инженер ВВС Репин и др. Им ставилась в вину приемка Армией от авиапрома некоторых типов самолетов и моторов, имевших крупные производственные дефекты. Конечно, не мог не сыграть свою роль в доказательной базе обвинения и вопиющий случай перед Курской битвой – гипотеза, ПОЛИКАРПОВ). Руководством НКАП были оперативно созданы и отправлены на фронт ремонтные бригады. Согласно документам 16-й воздушной армии, уже 6 июня (через трое суток после известного разговора в Кремле) в её расположение прибыла первая ремонтная бригада. Остальные 10 бригад общей численностью 140 человек приступили к работе к середине июня, быстро организовав осмотр самолетов на 12 аэродромах. Количество дефектных машин оказалось велико, составляя 358 единиц (100 Як-7/9, 97 Як-1, 27 Ла-5, 125 Ил-2 и 9 машин других типов)». Цифры впечатляют. Не очень понятно, правда, с какой целью бывший командарм 16 ВА С.И. Руденко в послевоенных мемуарах упоминает 273 ИАД в контексте инициатора чреватого для Шахурина и Новикова события в июне 1943 года. Какова роль Руденко С.И. в «деле авиаторов»? Свидетель? Пострадавший? Может «переводил стрелку» на комдива –273 Фёдорова Ивана Евграфовича? Кто может прояснить в «деле авиаторов» роль Сергея Игнатьевича Руденко? С уважением, ПОЛИКАРПОВ.
|