Язык и смысл: от модернизации языка к изменению веры?

  • Ф. Ф. Воронов     25.05.2009 03:36

    Дорогой г-н czerni!

    Благодарю за прямоту и постараюсь так же прямо ответить. Думаю, Вы неправы в аналогии с не-к-ночи-будь-помянутыми статьями в "Правде". "Русская Линия" пока, слава Богу, не официальное издание какой бы то ни было партии, тем более находящейся у власти. Я еще того менее официальное лицо; напротив, совсем частное: математик по основному роду деятельности, живу на Западе. Статья выражает всего лишь мои личные взгляды. "Той стороны дискуссии" я совсем не вижу: где она? Я написал не полемику (и тем более не донос на какое-то лицо, или лиц, как Вы изволили предположить), а исследование, филологически достаточно тривиальное, но на примере которого я хотел обратить внимание на общую тенденцию.

    Она такова: идет (условно говоря, с начала 20 века, но, конечно, с корнями более глубокими) всемирный процесс отпадения от христианства --- в той части мира, которая считалась христианской. В настоящий момент процесс зашел уже очень далеко и стал резко ускоряться. (Я вижу резкие изменения за последние десять лет.) Этот процесс имеет много сторон. Он и "внешний" и "внутренний" по отношению к христианским сообществам. (Как православный, я предпочитаю осторожнее использовать слово "церковь".) "Внешний" -- это наступление на христиан со стороны властей, прессы и т.п. Яркие примеры: давление на Римско-Католическую Церковь в связи с их позицией о контрацепции, абортах, и т.п.; запреты на ношение крестиков (во Франции, например); борьба за снос крестов, стоящих на общественной земле (США); уничтожение досок с 10 заповедями в судах (США); борьба с рождественскими елками и т.п. и т.д. Такими примерами внешнего давления на остатки христианства на Западе можно заполнить не одну книгу. Опаснее для этих остатков другое -- "внутреннее" разложение, которое тоже имеет источник снаружи, но работает изнутри как тихое, а иногда и громкое изменение вероучения и практики. Примеры: "богословие после Освенцима" (когда на западных христиан возложили ответственность за гитлеровское истребление евреев, как будто Гитлер не истреблял никого кроме евреев, и как будто нацисты были христиане, а не оккультисты-язычники, кем они были на самом деле); "inclusive language" (когда, например, стали изгонять обороты со словом "отец", в том числе Бог-Отец); вся эта возня вокруг "священниц", то бишь "женского священства"; возня с гомосексуалистами ....... и несть числа. От Православной Церкви все это далеко, скажете Вы? Ничего подобного. Не такими темпами, но уже пошло к нам. С 1920-х годов в восточных Православных Церквях все большую роль стали играть модернисты. Изменили календарь; изменили богослужебный устав; началась ревизия правослваного вероучения (от братания константинопольского патриарха Афинагора с римском папой --- линия, поддерживаемая и всеми последующими константинопольскими патриархами --- до заявления, что мусульманский "пророк" Магомет -- все равно, что апостол; это заявлял ныне покойный Александрийский патриарх Парфений). Среди православных возникли разделения -- смешно игнорировать тот факт, что помимо "официальных" Православных Церквей Эллады, Болгарии, Румынии есть "параллельные" старостильные или "истинно-православные" группы. (Я констатирую наличный факт, а не делаю суждения о "каноничности".) Наконец, все это докатилось и до нас. Не большой секрет, что у нас есть свои "истинно-православные" группы (опять-таки, я говорю о наличном факте, а не даю экклезиологичесих оценок). И их появление отнюдь не беспочвенно. Еще меньший секрет, что у нас полно своих модернистов (т.е., по-русски, обновленцев), и с приходом к власти патриарха Кирилла их влияние существенно возросло. (Так что не стоит сравнивать мою скромную публикацию с "правдинскими": это не я и не "Русская Линия" зовем к "орг.выводам", а на нас будут сыпаться доносы куда следует.)

    Что делать? Для начала, просто понимать, что происходит. Не впадая в обскурантизм, быть попросту грамотными и за "маленькими" вещами видеть большую картину. "Дние лукавы суть".

    (Оставляю в стороне частные вопросы об алтайцах и т.п. -- думаю, что по-серьезному Вы сами знаете правильный ответ. Одна маленькая вещь: не употребляйте слово "ЦСЯ"; мы же не в ГПУ; вспомните очень проницательное замечание Орвелла о любви известных режимов к аббревиатурам: Чека, Гулаг, Гестапо...)

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика