Ответ клириков Анадырской и Чукотской епархии редакции "Русской линии" на их открытое письмо епископу Анадырскому и Чукотскому Диомиду

  • Александр С     11.07.2007 18:11

    Церковь не молчит.
    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
    Церковь, глубоко обеспокоенная многочисленными проблемами нашего общества, в первую очередь нравственной распущенностью. Никто не станет отрицать, что атмосфера подлинной живой духовности, благочестия и святости или душевной холодности, безучастности, формализма во многом зависит от пастырской настроенности священника, от того, насколько глубоко, проникновенно или поверхностно-обывательски он относится к своему священническому призванию и долгу, к своим пастырским обязанностям.
    Здесь есть серьезная проблема. При несомненном повышении общеобразовательного уровня и специальной, профессиональной подготовки сегодняшнего поколения молодых священнослужителей все-таки ощущается уменьшение пастырской ревности, угасание внутреннего горения. Все больше проявляется дух приземленности и рационализма.
    Многие священники, особенно монашествующие в центральных монастырях, живут по принципу: сам себе архиерей. Отсюда — уничижение младших и дерзость против старших, стремление опираться лишь на свой опыт и мнение, рознь с сопастырями, зависть, безразличие к их проблемам, стремление подчинить себе прихожан. Одной из самых вопиющих была жалоба на священника, отказавшего в совершении Таинства исповеди и Причащения, в результате чего человек умер без церковного напутствия. Напоминаю, что при обнаружении подобных случаев священник будет нести строгую епитимию, вплоть до отрешения от священнослужения. Особую тему составляет проблема отношения к прихожанам. К сожалению, до сих пор некоторые священнослужители ведут себя в отношении прихожан высокомерно, а порой и недостойно пастырского звания. Хочу напомнить о недопустимости подобного отношения к людям.

    [color=brown] О проблеме стяжательства в среде духовенства. [/color]

    Некоторые священнослужители отрыто назначают цены на всякое священнодействие и даже св. Таинство, что в самом прямом смысле является симонией и подлежит каноническим прещениям, вплоть до лишения священного сана.Во многих храмах по Нашему указанию сняты ценники за свечным ящиком, но вымогательство продолжается в несколько утонченном виде. Так, в ответ на вопрос: «Сколько стоит заказать сорокоуст, поминовение, молебен?», называются астрономические цифры, с фарисейской прибавкой: «Если вы не можете заплатить столько, можете внести меньше», в надежде, что внесенная человеком сумма будет более чем достаточной. В других храмах на тот же вопрос отвечают: «Сколько пожертвуете», но далее на вопрос «Сто рублей достаточно?» — отвечают: «Нет». И так до тех пор, пока не получат с человека нужную сумму. После такого торга человек уходит из храма с чувством, что он попал в руки вымогателей, и потом старается обходить его стороной. В большинстве же приходов рядом с аналоем для исповеди ставится тарелка с тем, чтобы каждый человек, прошедший Таинство Исповеди, внес за это свою лепту, положив её на тарелку либо в руки священнику. И это помимо тех многочисленных кружек, которыми бывает увешан весь храм. Еще одно обстоятельство, на которое Нам хотелось бы обратить внимание. При проверке храмов Ревизионная комиссия обратила внимание на то, что в некоторых приходах лица, ответственные за кадровую политику, принимают на работу своих многочисленных родственников. При этом они не думают о том, что, заполняя все вакантные должности своими родственниками, они подчас подкладывают себе «мину» замедленного действия. Ведь порой очень трудно бывает потребовать от родственника соблюдения трудовой дисциплины, а также проявить твердость, когда многочисленные родственники дружно ходатайствуют за провинившуюся в очередной раз родню. Оздоровление и обновление жизни общества, а следовательно, и укрепление государства невозможно без возвращения к вере и церковной приходской жизни. К сожалению, наряду с возрождением евхаристической жизни в новое время возникло и много вредных обычаев, которые часто ставят нашу приходскую жизнь на грань профанации. К таким явлениям можно отнести меркантильное, корыстное отношение к пастырскому служению, совершение треб за деньги, формальное, без какой-либо предварительной подготовки крещение взрослых и младенцев из нецерковных семей , так называемую общую исповедь, через которую формально пропускают людей, впервые пришедших в Церковь и зачастую имеющих на совести много нераскаянных смертных грехов. Одной из непосредственных обязанностей священника является проповедь слова Божия. Проповедническое служение как неотъемлемая часть пастырской деятельности есть исполнение заповеди, которую Спаситель оставил Апостолом: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19–20).
    http://www.patriarchia.ru/db/text/173887.html
    Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
    Многие православные люди и сегодня по инерции считают, что главным делом, религиозным подвигом является исключительно проявление верности внешним религиозным традициям и обычаям. Это бездумное, “фольклорное православие" создает питательную среду для развития различного рода сект. 25 июня 2007 года
    http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=18898 [/quote]
    Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
    В Православной Церкви встречаются свои сектанты. Когда мы говорим о сектантском духе, который пробивается в Церковь, вспоминаются несчастные супруги, которые, 20 лет прожив вместе, по чьему-то "старческому" благословению развелись, и их приняли в один муже-женский монастырь, и они там с утра до вечера на сотнях гектаров полей пашут, как купленные рабы. Чем это отличается от практики тех же кришнаитов, или мунитов, или других сектантов? Какой-нибудь, с позволения сказать, "духовник" думает, что он нашел замечательный метод воздействия на людей. Он в рясе и с крестом, он совершает православные священнодействия, а на самом деле он — самый настоящий сектант. Среди проблем собственно церковной жизни главной я бы назвал почти повсеместную замену веры суеверием. В отсутствии религиозного образования рождаются мифы, "традиции", в основе которых — какие-то, в полном смысле слова, обрывки тех или иных православных обрядов. Таких примеров очень много. И говорят они о том, насколько уничтожены в нашем народе… — даже не традиции и обряды, они вторичны, — уничтожено само содержание христианской веры.
    http://www.pravoslavie.ru/press/050513114252
    http://www.sedmica.orthodoxy.ru/270-22-12-06.php
    Настоятель Коневского Рождество – Богородичного монастыря Игумен Исидор ( Минаев)
    ``ДУХОВНЫЕ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННЫХ МОНАСТЫРЯХ``.
    Основатель монашества преподобный Антоний Великий утверждает, что самой главной и самой значимой, и самой важной добродетелью у христианина (монаха) является трезвомыслие, рассудительность. Не молитву и пост, не послушание Игумену ставит Великий Антоний во главу угла, а трезвое, правильное отношение к вере и догматике, к отношению с Богом и человеком. Говоря о современных монастырях, хочу сказать, что сейчас монастыри открываются, возрождаются совершенно по другому принципу, чем они открывались изначально. Люди уходили в монастыри от суеты этого мира, и собиралась вокруг духовного наставника имеющего благодатные духовные дары, кротость, смирение, молитву. Сейчас к монастырю совершенно другой подход, напоминающий институт без профессоров, когда только что посвящённый в монашество рукоположенный иеромонах должен стать через несколько лет настоятелем монастыря. И, конечно же, враг рода человеческого не дремлет, он эту практику прекрасно знает и старается её поколебать. К сожалению, в результате такого положения вещей, в современных монастырях стали появляться различные духовно – аномальные явления из – за малой опытности духовников, настоятелей, ревности не по разуму братии, огромного количества неконтролируемой литературы пребывающей в Церкви. Всё это вызывает очень много повреждения и одно из них это младостарчество. Это действительно бич нашего Церковного общества, которое доходит до таких искажений христианского вероучения, что просто становится страшно. И если молодого священника, который пребывает в хиротонии два, три года и по сути своей является новоначальным служащим на приходе, настоятель или опытный прихожанин может поставить на место, если священник впадает в заблуждение или опытные священники или пономари, прослужившие по двадцать лет, то в монастыре это сделать очень трудно. Ещё одно ``благочестие`` граничащее с кощунством на мой взгляд, это когда стараются от святых мощей что – то отщипнуть, отрезать, отломать. С одной стороны вроде бы благочестивое почитание, а с другой стороны явное кощунство и язычество.
    Насущные проблемы катехизации
    По благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, 19 апреля в Бирюзовом зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской Лавры состоялась конференция на тему "Насущные вопросы катехизации. Традиции и современность".
    В роли ведущего выступил протоиерей Александр Зелененко, председатель епархиального отдела религиозного образования и духовного просвещения, клирик Спасо-Парголовского храма.
    Основной темой обсуждения было фактическое отсутствие системы катехизации в современной Русской Православной Церкви. 20.04.2007г
    http://news.aquaviva.ru/news.php?readmore=95

    Священник о. Игорь Прекуп
    Как сказал один из батюшек, занимающийся религиозным образованием: «Если прежде религиозное невежество было бедой, теперь это – преступление». По сравнению с советской эпохой Промыслом Божиим людям сегодня предоставляются огромные возможности сознательно веровать, чтобы, по слову апостола Петра, быть всегда готовыми всякому, требующему отчета в уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Петр. 3; 15). Если священник крестится и кланяется при словах диакона «оглашении, главы вашя Господеви приклоните» – чего можно требовать от мирян?
    http://www.prokimen.ru/article_1716.html
    Протоиерей Игорь ПЧЕЛИНЦЕВ
    пресс-секретарь Нижегородской епархии
    Существуют общины, спекулирующие на мистических чувствах современного человека, зачастую отравленного неоязычеством, и взамен настоящей духовной пищи они дают своим новым членам пищу сомнительную. Обобщенное название таких общин: “Как избежать конца света и остаться при своих”. Путь таких общин явно сектантский и идет врозь со Священноначалием Церкви и здравым смыслом, но некоторых он очень привлекает, отвращая от настоящей православной церковности. В результате - народ робко топчется в церковном дворе и проходит мимо, а священнослужители с верными прихожанами выглядывают из церковных дверей в надежде на то, что кто-то еще заглянет к ним на огонек. В надежде всему их научить.
    http://www.religare.ru/article18782.htm

    священник о.Георгий
    Посмотрите на наш православный люд - серая масса, грубо говоря. И стар и мал, и мужчины и женщины, и праведники и грешники и начинающие и опытные, все - одно. А в канонах не так. Там и оглашенные и верные и кающиеся и отпавшие и т. д. И каждому - свое по потребностям его духовным. В остальных епархиях усилиям оглашающих приходов активно противостоят коалиции священников, противящихся данному делу. Для погашения активности оглашающих иногда используются нечистые методы (запугивание, интриги, клевета - известно из опыта, относится к знакомому мне священнику). я не говорю о "мафии", просто у некоторых священнков свои взгляды на церковную жизнь и они действуют в соответствии с ними. На уровне епархиальных архиереев практика оглашения введна в Курской епархии и Екатеринбургской (если я не ошибаюсь). Иногда оглашению противостоят по инерции советского времени или по непониманию. Митрополит благословил нашу работу, но в силу сопротивления некоторых священников он не способствует распространению опыта оглашения.
    http://miryane.ru/viewtopic.php?t=1280

    Церковь не молчит, но некоторые из духовенства и мирян не слышат Церковь, а некоторые противостали слышанному.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика