Критика и критиканство
- Петр Добросельский
22.05.2009 16:50
Еще раз о критиканстве
Прочитав ответ И. Непомнящих от 19.05.2009 08:07 на мою статью «Критика и критиканство» (далее по тексту – статью), я никак не могу согласится с его доводами и выводами. Дело в том, что в его ответе вообще не приведено никак обоснованных доводов по существу вопросов, рассмотренных в моей статье. По видимому, Непомнящих просто забыл или не смог этого сделать. Поэтому, как и в предыдущей раз (см. статью) я, следуя принятой в дискуссии логике (или форме изложения), в отличие от Непомнящих, вна-чале приведу конкретные ответы на все его «доводы», высказанные в его новой публикации, а затем выводы, следующие из этих ответов. Итак, по порядку.
Непомнящих пишет: Прочитав типично критиканский ответ автора я еще более убедился в вер-ности своей характеристики доклада Добросельского. Жалею только, что в своем обзоре, который и так был обширен, не написал более буквально. Теперь частично поправлюсь.
Ответ автора статьи: Здесь Непомнящих по прежнему (см. статью) продолжает демонстрацию непонимания используемых им терминов, а также неспособность вести конструктивную и корректную полемику. Вместо того, чтобы вначале привести ответы на все возражения против его «критики» доклада, а затем уже сделать вывод о критиканстве, он, в традиционной для него форме, сразу объявляет все возражения в его адрес «критиканством». Однако, поскольку в статье был проведен полный и подробный анализ «критики» Непомнящих и даны подробные ответы на нее, то статью, с точки зрения русского языка, вряд ли можно назвать «критиканской». Вместе с этим, в результате указанного анализа, в статье было пока-зано как невнимательное чтение Непомнящих доклада, так и его некомпе-тентность в рассматриваемой области православной антропологии. Из чего и был сделан обоснованный вывод о дилетантском критиканстве со сторо-ны Непомнящих. Далее, из слов «я еще более убедился в верности своей характери-стики доклада Добросельского», следует, что Непомнящих писал свои «кри-тические излияния» еще не будучи полностью в них убежденным (ибо нельзя «еще более убедиться» в том, в чем уже полностью уверен!). Что ж, по видимому, Непомнящих решил пробежаться по всем докладам сразу, и везде пометить свое присутствие, не всегда при этом удосуживаясь внима-тельным чтением докладов и подробным анализом их сути! Что касается слов «Теперь частично поправлюсь», то замечу, что было бы весьма хорошо, если бы Непомнящих «поправился» бы не «частично», а сразу полностью. Тогда можно было бы и сразу ответить на все его «поправления», что сократило бы время на полемику с ним и ее объем.
далее Непомнящих пишет: В результате своих рассуждений над текстом Библии автор дает свое собственное понимание происхождения человека: «Вдуновение же, или дыхание Божие, преобразовало исходную душу, выполненную из праха земного (не смешиваясь с ней), в собственно душу человека и человек стал живым. Иначе говоря, душа (душа и дух) образованы из праха земного под воздействием (от воздействия, в результате воздействия) на него чистейшего Духа… и тело, и душа человека созданы путем их преобразования из праха, то есть не сотворены.» В данной статье автор подтверждает отличие своего понимания от понимания этого вопроса в Библии: «предложенное в докладе понимание происхождения человека не могло возникнуть в результате соединения различных мнений. Поскольку оно просто отсутствует в этих мнениях.» Естественно, мнения о том, что человек не был сотворен нет и не может быть в Библии, где сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» (Бытие 1: 26, 27). Бог именно творил, а не образовывал более высшее из более низшего, – именно против такого «христианского эволюционизма» и были направлены доклады на конференции 7.2. «Православное осмысление творения мира и современная наука». Автора с его определением лучше бы поняли на иных конференциях РЧ, где «христиансткий эволюционизм» присутствовал в гораздо большем масштабе.
ответ автора статьи: Вначале, я хотел бы заметить по поводу слов «В данной статье автор подтверждает отличие своего понимания от понимания этого вопроса в Библии…», что в Библии вообще не приводятся толкования «этого вопроса» и не рассказывается о его понимании. О понимании (толковании) «этого вопроса» говорится не в Библии, а в работах св. отцов, учителей Церкви, религиозных писателей. Поэтому, Непомнящих следует более четко выражать свои мысли, особенно учитывая его периодическую путаницу, как в терминах и в понимании сути происхождения человека, так и в изложении данного вопроса в докладе!
Далее Непомнящих допустил столь вопиющее дилетантское представление о толковании «Шестоднева» вообще, о творении человека в частности, о понимании термина «творить», а также столь полное непонимание доклада и статьи в сочетании с полным искажением смысла доклада в области создания человека и соответствующих стихов Библии, что я просто не могу пройти мимо этого вызывающего дилетантства и вынужден особо подробно остановиться на данном вопросе с приведением соответствующих цитат, в том числе из доклада:
Цитата №1 из доклада (см. доклад, с. 124): «… В Библии, в том числе и в Книге Бытия, нет строгого разделения в употреблении терминов “творение” и “создание”. Так, например, с одной стороны, о человеке говорится, что он сотворен (Быт. 1: 27; 5: 1, 2; 6, 7; Втор. 4: 32; 26: 19; Пс. 88: 48; 89: 47; 100: 3; 119: 73; Еккл. 7: 29; Ис. 43: 1, 7; 44: 24; 45: 12; 54: 16; Иер. 27: 5; Мф. 19: 4; Мк. 10: 6; Мал. 2: 10; Иак. 3: 9; Сир. 17: 3). С другой — что он создан (Быт. 2: 7, 8, 22; 5: 1; 6: 6; 9: 6; Сир. 17: 1; 1 Тим. 2: 13). При этом, оба слова встречаются и в едином контексте в отношении, как человека (Быт. 5: 1, 2), так и других созданных объектов живой и неживой природы (Быт. 2: 4; Исх. 20: 11; Деян. 4: 24). Иногда слово творить используется и в других смыслах (значениях), например: творить милость, благодеяния, бла-го (Быт. 24: 12, 14; 32: 10; Пс. 118: 65); творить суд, правду (2 Цар. 8: 15; 3 Цар. 10: 9; 2 Пар. 9: 8; Иез. 33: 14, 16, 19); творить чудо (Мк. 9: 32; Пс. 77: 4, 12, 43; 85: 10; Ин. 3: 2); творить волю (Ин. 4: 34). Слова “творить” и “делать” также могут использоваться и как синонимы в едином контексте (Ин. 5: 29). В религиозной литературе, термин “творить” также часто употребляется в значение “создать из уже имеющегося материала”, например: “И вот, Бог берет несколько земли, и творит из нее тело человека” (1: 72); “И взял Господь у Адама во время сна ребро, и создал их него жену… Господь не вновь создал женщину, а сотворил ее уже их готового вещества — ребра Адамова, и создал после мужа…” (1: 394). По видимому, Непомнящих и Библию, и труды св. отцов и учителей Церкви читает так же невнимательно, как и доклад! Ведь иначе бы он знал о неоднозначности применения в указанных источниках термина «творить» и производных от него форм.
Цитата №2 из доклада (см. доклад, с. 121-123): «Рассмотрим…термин “творение”. Большинство авторов определяют его как создание из ничего. При этом профессор В. Н. Лосский отмечает, что “Идея творения из “ни¬чего” впервые была выражена в библейском повествовании (2 Мак. 7: 28), когда мать, увещевая своего сына претерпеть мучения за веру, говорит: “Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего” (2: 71). Архиепископ Филарет (Гумилевский) говорит о не совсем точном оп-ределении термина “сотворил”, как создания из ничего, поскольку в этом случае получается, что “будто ничто представляет какую – либо материю. — Священный писатель выражает ту мысль, что Бог сотворил все не из че-го – либо или дал бытие миру без участия какого – либо вещества» (3: 204). Св. Иоанн Дамаскин дополняет определение термина “творение” тем, что творимое неподобно творящему и происходит не из его существа (4: 88). Протоиерей Николай Иванов рассматривает творение, как создание принципиально нового и говорит, что «Автор Книги Бытия во всем повествовании о сотворении мира только три раза употребляет слово сотворил (древнееврейское бара). Во всех трех случаях речь идет о возникновении принципиально новой сущности. Первое бара — сотворение неба и земли. Второе бара — сотворение души живой, то есть того, что теперь в науке называется психикой. Третье бара — сотворение человека… От сотворения автор Книги Бытия отличает создание (библейское — асса) всех форм, которые наполняют мир”… Вообще, при описании создания мира (Быт. 1; 2) термин “сотворить“ в различных временных формах используется: в Синодальном переводе Библии — восемь раз (Быт. 1: 1, 21, 26, 27; Быт. 2: 3, 4)… С учетом сказанного о творении дадим следующее предварительное определение этому термину. Творить — означает создавать что-либо без использования при этом чего – либо ранее существующего. При этом сам результат творения происходит не из существа творящего и не подобен ему по существу. При таком определении повторное соз-дание “из ничего» также является творением. В различных работах термин “творение” часто употребляется в смыс-ле глагола “творить”. Однако непосредственно термином «творение” в Библии обозначается не процесс создания, а его результат, то есть «тварь» (Еф. 2: 10; 1 Тим. 4: 4). Процесс же создания обозначается в Библии глаго-лом “творить, сотворить” (Быт. 1: 1; Исх. 4: 7), а не существительным “тво-рение”. Вообще творение (как процесс) является одним из вариантов (типов) создания (как процесса), то есть термин создание является более общим, чем творение, включает его и, в связи с этим, может заменять его. Другим вариантом создания является преобразование — создание чего – либо из уже имеющегося материала и/или имеющихся частей. Особым вариантом преобразования является рождение, которое “… состоит в том, что из существа рождающего выводится рождаемое, подобное по существу” (4: 88). Иными словами, “способность же к рождению — это — рождать из самого себя, то есть из собственной сущности, подобного по природе” (4: 88)» (5: 51, 52).
Для информации и сравнения приведу еще одну цитату о толковании термина «творить» в Иудаизме: Цитата №3 из доклада (см. доклад, с. 123): «В рассказе о семи днях сотворения мира приводятся три глагола, отображающие разный уровень произведенного действия: “сотворил” (бара), “создал” (яцар) и “сделал” (аса). Слово “сделал” (аса) означает простое действие без изменения формы. Подобное действие в русском языке обозначается глаголами “перенёс”, “поставил”, “взял” и другими. Слово “создал” (яцар) означает более сложное действие: придание существующей материи некоторой формы. Например, скульптор берёт кусок бесформенной глины и создаёт скульптуру. Глина осталась та же, но возникла не существующая до сих пор форма. Ивритское слово “форма” - “цура” образовано от того же корня что и глагол “яцар”, ко-торый характеризует любую созидательную деятельность человека. Слово “сотворил” (бара) означает действие, при котором создается сама материя, которой до этого не существует, а после ей придается определенная фор-ма. Такое действие не по силам человеку. Это уровень Творца. Такое действие на языке еврейских мудрецов называется “еш миайн” - “что-то из ничего”. Из ничего Всевышний создаёт материальную действительность. В рамках человеческой логики невозможно представить, как из ничего полу-чается что-то» (р. Захария Матитьяу) (6).
Теперь, специально для Непомнящих, приведу цитаты о том, что Богом было сотворено, а что преобразовано из уже имеющего материала, в процессе создания Им мира: ● свт. Василий Великий о различии в видах (типах) создания частей человека (тела и души) говорит: «“И взял Бог прах от земли и вылепил Бог человека”. Некоторые говорили, что слово “вылепил” относится к телу, а слово “сотворил” — к душе. Пожалуй, такое толкование не лишено истины. В самом деле, когда говорится: “И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его”, то употребляется слово “сотворил”. Когда же нам повеству-ется о телесной сущности, то употребляется слово “вылепил”. На это раз-личие между творением и лепкой указывает Псалмопевец, когда говорит: “Руки Твои сотворили меня и вылепили меня”. Сотворил внутреннего человека, вылепил внешнего. Ведь лепка имеет дело с глиной, а творение — с тем, что по подобию. Поэтому плоть вылеплена, а душа сотворена» (7. Бе-седа 11); ● «Третье бара – сотворение человека. Человек, будучи одним из ор-ганизмов Земли, в то же время по своим духовным особенностям есть не-что принципиально новое в мироздании… От сотворения автор Книги отличает создание (библейское – асса) всех форм, которые наполняют мир. То, что создано, возникает не из небытия, а из предшествующей, ранее сотворенной основы, из того, что уже ранее хранит в себе возможность бытия того, что создается. Например, о происхождении тверди небесной , о происхождении солнца и прочих небесных тел говорится, что они не сотворены, а созданы, так они суть разные формы уже ранее существующей материи. Возможность их возникновения (создания) уже имелась в недрах ранее сотворенного материального мира. Точно также после того, как сказано о сотворении души живой, при описании появления множества существ уже не говорится, что они сотворены, но сообщается, что они только созданы. Таким словоупотреблением выражается мысль, что после сотворения души живой ни один из конкретных живых организмов не представляет собой ничего принципиально нового. Их инстинктивная психическая жизнь уже сотворена и возможна. Такое же разграничение понятий бара и асса имеет место и в рассказе о сотворении человека. Человеческий организм, как и любой другой организм, состоит из материи. Следовательно, по телу он не сотворен, а создан, подобно организмам других живых существ, обладающих психикой. Поэтому автор Книги Бытия, сказав о сотворении человека как прин-ципиального нового существа, далее (в главе второй) говорит, что по телу, то есть как организм, человек не сотворен, а создан из праха земного» (известный толкователь Книги Бытия протоиерей Николай Иванов) (5: 52, 53). ● «в первый день Бог сотворил то, что сотворил из несущего: в дру-гие же дни не из несущего, но из того, что сотворил в первый день, преоб-разовал, как восхотел» (св. Ипполит) (цит. по 3: 208); ● «Что касается до видимого мира, то он получил полное образование свое также постепенно: прежде сотворена материя нестройная и безвидная, а потом из ней все различные роды тварей в продолжении шести дней. В первый день сотворен свет…» (архиепископ Антоний (Амфитеатров): (8: 84). ● «В повествовании Моисея представляется: а) сотворение первона-чальной, необразованной материи мира; б) постепенное образование первоначальной материи в продолжении шести дней… При шестидневном образовании мира, которое описывается у Моисея (Быт. 1: 3-27), творческая сила Божия постепенно восходит от создания грубых творений к тончайшим…» (архиепископ Филарет (Гумилевский): (3: 208, 209); ● «Примечали ли вы, братия, с какою постепенностью Господь Бог творил этот видимый нами Mиp?... Сначала Он сотворил жидкое, водообразное и необразованное вещество Мира из ничего, а потом — из этого вещества — произвел и устроил в шесть дней весь Mиp со всеми тварями, в нем находящимися. В первый день произвел Он свет…» (св. праведный Иоанн Кронштадтский) (цит. по 9: 19 со ссылкой на «Иоанн Кронштадтский, св., прав. Полное собрание сочинений. Т. 1. СПб., 1893 // Репринт: Издание Л. С. Яковлевой, 1994; с. 80, 81»); ● «В сотворении мира Богом наблюдается исключительный порядок и план. Святое Откровение различает два момента в сотворении: первый момент — это сотворении духовного мира и бесформенного космического вещества (Быт. 1: 1-2); второй — сотворение существ и вещей из уже сотворенной бесформенной материи, и причем постепенно, по видам, в течении шести дней: в первый день — свет…» (прп. Иустин (Попович): (цит. по 9: 22 со ссылкой на «Преподобный Иустин Попович. Православная фи-лософия истины. Догматика Православной Церкви. Рукопись. С. 164»). ● «В начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необ-разованна и пуста. Потом Бог постепенно произвел: в первый день мира, свет…» («Пространный Христианский катехизис» митрополита Филарета) (10: 26. См. ответ на вопрос: Что Священное Писание открыло нам о сотворении мира?); ● «Моисей свидетельствует, что Бог действовал Сам, непосредственно Своею силою, не только при первом творении, когда произвел все из ни-чего, но и в продолжении шести дней, когда производил разные части и су-щества мира из готового уже вещества» (митрополит Макарий (Булгаков) (11: 421). Вообще, следует отметить, что различные авторы по вопросу толкования Быт. 1: 1 сходятся в том, что под небом и землей в Быт. 1: 1 имеются в виду соответственно сотворенные ангельский мир и первобытное (первозданное) вещество, из которого в дальнейшем были созданы (преобразованы) различные формы мира, наделенные определенными свойствами. Различие мнений авторов заключается лишь в том, что некоторые из них отделяет сотворение неба и земли в Быт. 1:1, называемого Прологом первой главы Книги Бытия (или более кратко — Прологом), от Шестоднева, или разделяет Пролог и Шестоднев, а другие авторы включают Пролог в Шестоднев . Таким образом, опровергается дилетантское представление Непомнящих о том, что «Бог именно только творил, а не образовывал…», поскольку в процессе Шестоднева Бог, как очевидно, и творил, и образовывал, т. е. создавал из уже сотворенного «первобытного вещества». Вместе с этим, опровергается и такое же дилетантское представление Непомнящих о творении человека в целом, поскольку, как было показано, тело человека не сотворено, а создано (преобразовано) из «праха земного». И создал Гос-подь Бог человека из праха земного… (Быт.2: 7). В связи с этим, хочу рекомендовать Непомнящих прекратить практику вырывания отдельных цитат, особенно без понимания их смысла, для «подтверждения» своего специфического и неправильного мнения, а также рекомендовать ему внимательно прочитать Библию и более основательно познакомится с трудами отцов и учителей Церкви в области православной антропологии!
Далее я привожу прямое доказательство искажения Непомнящих смысла доклада в области создания человека. Непомнящих приводит следующую цитату из доклада: «Вдуновение же, или дыхание Божие, пре-образовало исходную душу, выполненную из праха земного (не смешиваясь с ней), в собственно душу человека и человек стал живым. Иначе говоря, душа (душа и дух) образованы из праха земного под воздействием (от воздействия, в результате воздействия) на него чистейшего Духа… и тело, и душа человека созданы путем их преобразования из праха, то есть не сотворены» (выделено мною – П. Д.) и далее, в рамках своей некомпетенции в данном вопросе, противопоставляет этим словам свое личное понимание, в котором говорит именно о творении Богом всего мира, включая человека. Что касается создания (включающего как творение, так и преобразование!) Богом мира и преобразования (а не сотворения!) тела человека, об этом достаточно уже сказано выше. Ниже говорится о том, как понимается в докладе процесс создания души.
ВНИМАНИЕ: приведенные выше слова «не сотворены» вырваны Непомнящих из контекста доклада, что полностью искажает их смысл. Иными словами передает смысл, противоположный смыслу доклада!!! В докладе сказано следующее (см. доклад, с. 131, 132, 136): «Вдуновение же, или дыхание Божие, преобразовало исходную душу, выполненную из праха земного (не смешиваясь с ней), в собственно душу человека и человек стал живым. Иначе говоря, душа (душа и дух) образованы из праха земного под воздействием (от воздействия, в результате воздействия) на него чистейшего Духа. “Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь” (Иов. 33: 4). Аналогично этому, огонь, действуя на металл и не смешиваясь с ним, изменяет его свойства. Другой аналогией может быть воздейс
|