В.М.Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX- начала XX вв.
- Непомнящих Игорь
20.05.2009 20:18
"Христос у Васнецова был представлен оплечно в терновом венце, в кроваво красном хитоне, на фоне заката. Его лик, отмеченный невыносимым страданием, позволяет предположить, что художник изобразил фрагмент сцены "Распятия" и показал Господа в момент его крестных страданий."
Но принципиальным различием в православном и католическом изображении Распятия является то, что в православном образе Спасителя на Его лице совсем нет страдания, которое характерно для католического образа. Это связано с принципиальным различием этих вер.
"Современники Виктора Васнецова называли его "создателем русской Мадонны"".
Но это совсем не положительная характеристика с православной позиции!
Ирина Языкова "Открытие иконы" (http://www.wco.ru/biblio/books/jazyk2/Main.htm) : "Открытие иконы в корне изменило представления о православной культуре. Показателен случай, произошедший с В.Васнецовым в 1925 году. Как-то в кругу друзей художник восхищался древнерусскими фресками Ферапонтова, Нередицы и др. как вершинами, недосягаемыми для современных мастеров. Кто-то из собеседников возразил: "А ваши иконы? А ваша роспись? Ведь это шедевр! Какое глубокое понимание духа религии!..." Васнецов запротестовал: "О нет! Так можно было говорить, когда русская древняя икона не была открыта. Ведь мне самому казалось в гордыне безумной, что именно я - и только я - понял дух древней русской живописи, и еще, в несколько ином духе, Нестеров. Но когда реставрировали древнюю живопись и эти фрески в монастырях, отыскали дониконовскую икону и еще более древнюю, то открылся новый чудесный мир глубочайшего вдохновения и знания закона натуры, выявилось поразительное понимание взаимодействия цветов и техники живописи. Ведь эти древние живописцы, будучи связаны традицией и определенными формами, создали подлинную, настоящую живопись в самом глубоком ее понимании, а именно как игру красок. Это были не рисовальщики, как мы, нынешние, а были творцы, настоящие художники... Мы должны гордиться нашей древней иконой, нашей древней живописью... Я сам думал, что проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир того времени, что я постиг - это уж от гордости - технику этого старого времени. Однако я глубоко заблуждался. Дух русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта. Моя живопись - это только слабое отражение, притом еще выхолощенное, очень богатого мира древней русской иконы..." Васнецов нашел в себе мужество признать свое поражение перед древней иконой."
В этой же статье автор пишет, что образцом для образа Богоматери во Владимирском соборе стала Сикстинская мадонна Рафаэля.
"Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия... не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно." (1 Кор. 2. 14).
|