Критика и критиканство
- Олег Волков
18.05.2009 14:21
Предлагаю автору статьи и его оппоненту, отбросив самолюбие, задуматься над вопросами, лежащими на поверхности обсуждаемой темы, но почему-то старательно умалчиваемыми. А именно: повествуя о происхождении души первого человека, Библия ничего не говорит о способе возникновения душ последующих поколений людей. Очевидно, что Православие признает уникальность и индивидуальность души каждого человека. В таком случае и происхождение каждой души должно быть индивидуально. Мне видится три возможных варианта: 1. Душа каждого человека персонально созидается Богом тем же актом творения, что и душа Адама. 2. Душа наследуется от родителей подобно телесной природе человека. 3. Компромиссный: душа формируется в момент зачатия из некой субстанции, созданной актом творения Богом человека. Однако, поскольку в этом участвует не только Божья воля, но и волевой акт родителей, сформированная душа несет на себе печать не только образа Божьего, но и образы душ родителей, соответствующие их состоянию в период зачатья. Все три варианта не подтверждаются непосредственно Православным Преданием. Наиболее привлекательно выглядит компромиссный вариант. Однако он ставит сложные богословские вопросы о сущности этой общей для всех человеческих душ субстанции и о характере взаимодействия с ней душ родителей в ходе зачатия, плодоношения и воспитания. Ответы на эти вопросы могли бы стать основой позиции церкви по многим актуальным проблемам от контрацепции до ювенальной юстиции.
|