История, повторившаяся в виде фарса
- Рогозянский
04.07.2007 22:23
Интересно, интересно. У каждого много воспоминаний, и всё в основном касающееся "усталости века". Дискуссия, впрочем, несколько разбрелась. Как существенное, предложил бы выделить следующее, у Kir'а: "Государство разрешило. А у нас государство сами знаете, что значило до какого-то момента. Поставили кабаки, хочешь не хочешь, пей, разрешили порнуху, хочешь-не хочешь, смотри". Очень характерно, очень. По-моему, здесь наша сила и слабость одновременно. Сила в том, что мы помним примеры, когда общественные механизмы находились еще в относительно человеческом состоянии, и к этому так или иначе апеллируем. На Западе после этих сартров, камю, хадеггеров и пр. никому в голову не придет ни к чему такому апеллировать, ожидать, чтоб государство обладало какой -то экзистенцией, заботилось насчет нравственного уровня, от чего-то кого-то удерживало и пр. Слабость же в том, что воспоминания о времени, когда не было порнухи, постоянно застят нам взор и заставляют думать, что мы к этому можем вернуться, восстановить строгость нравов и пр. Хотя объективно тип внешнего контроля, регламента уже пройден. Он был опробован в свое время, но не принес результата, никого ни от чего не удержал. То есть, моральность коллективистского, государственного вида все же действовала некоторое время, вместе с государственными утопиями ХХ в. Но в той мере, в какой оставляла пар под крышкой, она потом этим пАром и выстрелила. Пример - катастрофический обвал всяческих представлений о "можно" и "нельзя" после падения СССР. Или молодежная революция конца 1960-х на Западе. Так что в тоске по более нравственному порядку приходится нацеливаться на некое новое состояние сцепок, оснований государственности и общественности, чем то, что было известно нам до сих пор. То был короткий миг, текучая, переменчивая фаза в цепи трасформаций Нового времени, а вовсе не что-то фундаментальное и непреходящее. Прежней государственности, энтузиазма, увлеченности, гагаринской эйфории и воодушевленного спанья вшестером на железной кровати по-видимому больше не будет. И Бог со всем этим. У меня в связи с прежней заботой государства о нравственном состоянии граждан возникает несколько вопросов: 1. А в государстве ли было дело? Проблема далеко не проста. Из какого центра в действительности исходит, если можно так выразиться, "радиация нравственности"? Где субъект, объект? Обладает ли в философском смысле государственность какой-либо самостоятельной нравственной сущностью, воздействующей на индивидуальные совести и воли или же целиком складывается из последних? Лично мое ощущение ближе ко второму. 2. На эмпирическом плане улучшение-ухудшение нравственного уровня угадывается просто: вот не было раньше казино и порнухи, а теперь есть. Значит, хуже стало. Но как понять, каким образом то же прочитывается в логике Евангелия, которое, мы знаем, тайное делает явным и проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, судит помышления и намерения сердечные? Скажем, жило-было общество, которое не ходило в игорные заведения и не смотрело порнухи. Но как только внешние ограничения спали, все или почти все в этом обществе принялись ходить наперегонки в игорные заведения и смотреть порнуху. И что же, в очах Божиих, первое благополучней второго? Думать так, по меньшей мере, наивно и странно. Но ведь думаем же! Хотя это скорее, что Божию Промыслу в первую голову неугодно было сонное царство, а потом уже все остальное. Что, находясь теперь ежедневно пред Содомом, мы теперь по крайней мере вынуждены поставить проблему убеждений по существу, а не отделываться обычным для прежней модели сознания: "ни в чем не грешна - не убивала, не крала и т. д." Если так, тогда всё понимание происходящего сильно меняется и нет никаких хаоса, бессмыслицы, а подведение итогов, обнажение реальности.
Сказочка о правде и кривде - что называется, в самое яблочко. Да, это и есть то, что хотелось сказать об очевидности и целесообразности. Лучше, лучше жить правдой! До этой простой вещи необходимо заново добраться, подтвердить опытным путем и успокоиться. Перестав после этого путаться, отвлекаться на разного рода обчественно-массовую психотику. А, знаете так, попросту найтись. Пожить, устояться, задышать полной грудью. Глядишь, это и окружающим что-нибудь скажет.
|