Кто получит "Крест Ивана Мазепы" первым?
- Орос
12.05.2009 16:36
"Кроме того, разве вассал может судить самостоятельно - нарушил ли обязательства его сюзерен?" Вассал может, холоп - нет. Но Мазепа, как и прочие наши гетманы холопом не был. Да, в этом была проблема и ваших царей, и наших гетманов - они не всегда хорошо представляли, с кем имеют дело. Гетманы практически все помнили опыт польской государственности и права, помнили, например, что в Гадячском договоре было оговорено право Украины на выход из польского подданства, если король нарушит пункты договора. И российская политическая практика их часто, мягко говоря, разочаровывала. Даже вроде бы пророссийский кошевой атаман Иван Сирко под конец жизни обмолвился: "Я при короле родился, при короле и помру". Эти люди помнили, что Москва их "не саблей взяла" и каких-то особых прав на свои вольности и самостоятельность за ней не признавали. Отсюда и тот факт, что до Мазепы включительно не было до конца лояльных и верных Москве гетманов. Вообще, как подумаешь, большую глупость сделал Хмельницкий, подписав Переяславские статьи. Военная помощь ему была не нужна, да в Украину и был направлен всего лишь один корпус Бутурлина в 5 тыс. человек, в то время как 20 тыс казаков воевали в Великом княжестве Литовском на стороне московитов. Хотел получить политическую протекцию, но, ей-Богу, лучше бы ему оставаться в протекции султана или объявить себя суверенным правителем. Его современник Кромвель из эсквайра и командира небольшого кавалерийского отряда стал лордом-протектором Англии, а батько Богдан, имея с самого начала мощную армию, поддержку народа и Церкви, в конце остался тем же, кем был в начале - казацким гетманом.
"Даже если не обращать внимания на несколько искусственную и даже забавную надменность Ваших слов".
Оин не более искусственны, чем морализаторство таких, вроде бы солидных, людей как академик Сахаров. С епископами и священниками все понятно: для них не допустить отмену анафемы Мазепе - дело корпоративной чести. Но когда ученый-историк ужасается тому, что правитель некой земли счел возможным для блага этой земли и своего собственного переменить сюзерена, тем более, сюзерена-тирана - это отдает пошлостью и неискренностью. Вообще-то отмена этой анафемы больше нужна РПЦ, чем нам. Выполнили в свое время политический приказ (даже не заказ), прогнулись перед царем. Бывает, все, как говорится, люди, и в Сибирь никому не хотелось, но сейчас ведь есть возможность отмыться от этого позора.
|