Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения
- иеромонах Арсений (Железнов)
28.06.2007 00:01
Неприятно удивляет термин: "сверхчастого причащения". Чтобы убедить (во что-бы то ни стало) читателей в своей правоте, автор прибегает, к сожалению, к утрированной, гипертрофинованной терминологии. Апостольские правила говорят о том, (не дословно) что если христианин, имея возможность, не пришел в храм на богослужение три воскресных дня подряд, то отлучается от причащения Святых Христовых Таин. Само собой разумеется из констекста правила, что христианин на этих богослужениях, в частности на Божественной Литургии, присутствует на Тайной Вечери, и причащается. Конечно же с приготовлением, с испытанием совести, с Исповедью (хотя таинства Исповеди и Причастия между собой формально не связаны), - с этим не поспоришь. Всё последование Божественной Литургии, все молитвы, как общие, так и тайные священнические (особенно), испрашивают у Спасителя для собравшихся прощения грехов и прегрешений и благодати причащения Его Святых Тела и Крови. А после Причащения до отпуста, да и после - при чтении благодарственных молитв по Святом Причащении, все молитвословия - сплошная благодарность за то, что Господь наш Иисус Христос сподобил собравшихся христиан причаститься. Вообще странно как-то обо всем этом писать. Всё давно уже по этому поводу написали преподобный Никодим Святогорец и святитель Макарий Коринфский в своем труде: "Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин". И жили они, кстати, не во времена апостольские. Можно много и даже убедительно жонглировать цитатами из Святителя Иоанна Златоуста и других святых отец, но и они писали и говорили о непрестанном (по возможности) причащении Святых Христовых Таин. Мерой частоты причащения христианина должны быть: 1 - его желание причащаться как можно чаще; 2 - его личная возможность, не оставляя покаянного труда, приготовиться к Таинству как можно полнее и 3 - благословение его духовника. Никакие схемы здесь не приемлемы. С уважением.
|