"Ради сохранения единого образовательного и территориального пространства России"
- С. Шараков
27.06.2007 23:44
Владимиру Бирюкову Дорогой батюшка, услышьте меня: речь идет не о преподавании Православия, то есть Закона Божьего, а о культурологическом предмете, о светской культуре, основанной на православной вере, о церковном искусстве в культурологическом аспекте. Мне кажется Вы не чувствуете здесь разницы, а она есть и принципиальная. Поэтому Ваш пример с семинаристами не подходит, потому что в семинарии царствует вероисповедная, а не культурологическая установка. Чтобы было понятно, что я имею в виду, приведу пример с "Капитанской дочкой" Пушкина. Ключевое слово произведения, вынесенное в эпиграф, то есть, занимающее сильную позицию, слово "честь". Герой произведения на протяжении повести "проживает" несколько пониманий чести. Сначала для него честь связана с чувством собственного достоинства, потом появляется рыцарское понимание чести, а в итоге герой приходит к христианскому пониманию чести - нет выше чести, чем положить живот свой за други своя. Об этом и написано произведение, во многом автобиографическое, как воспитанный в европейской парадигме русский образованный человек приходит к вере предков. Преподавателю ничего не нужно кроме того, как "прочитать" произведение глазами Пушкина, показать детям: зрелый Пушкин понимал честь как служение ближнему до полного самоотвержения, вплоть до смерти. Далее надо сказать, что подобный взгляд Пушкина основан на православной вере. И все. Как каждый из ребят отнесется к этому факту - дело каждого отдельного ребенка. Последнее дело преподавателя выразить свое отношение:например, я согласен с Пушкиным. Но вот давать оценку преподаватель не имеет права. Оценивают пусть ребята. И тогда не будет никакого насилия. Другое дело, что может возникнуть полемика о правомочности такого прочтения. Тут хорошо привести другие прочтения, рассмотреть силные и слабые стороны возможных прочтений. А вывод пусть опять сами дети делают. Таким образом, насилие, кстати сказать, обязательное при изучении любого предмета, не будет носить вероисповедного характера, что принципиально. И еще ремарка. Выдаю на Ваш суд. Еще в первые годы моей преподавательской практики как в светской так и в Воскресной школах у меня случился, как представляется, интереснейший и показательный в некотором отношении разговор с одним священником. Узнав, где я работаю, он спросил, какие предметы преподаю. Я отвечал. Тогда он уточнил, что его интересует то, какие предметы я в Воскресной школе преподаю, а не в светской. Этот случай мне вспомнился, когда я читал Ваши посты по обсуждаемому вопросу. Есть тут какое-то, как мне кажется, не совсем верное отношение к светской культуре: с одной стороны, завышенные к ней требования, с другой, причем, одновременно, весьма понятное отношение к ней свысока. А как Вы считаете?
|