"...Горько признаваться, что отрок слабоват умом..."

  • Александр Борисов     10.05.2009 12:00

    Многих современных православных писателей можно во многом упрекнуть. Но надо ли это делать в столь категорично-резкой форме,особенно если речь идет о твоем брате во Христе? Ведь,быть может ошибаясь,автор старался по мере своих сил сделать благое дело,пробудить в детской душе интерес к прекрасному миру Православной Веры. Нужно ли так резко осуждать человека?Такая критика не помогает человеку исправить свои ошибки,а лишь очерствляет его душу ,порой отвращает от писательства и порождает лишь вражду.
    Теперь к делу.Многие книги православных детских писателей грешат одной совершенно ужасной вещью-пошлостью. Пошлость эта носит многовекторный характер;это 1)излишняя слащавость( которую ни в коей мере нельзя путать с подлинной трогательностью,А то сейчас многие эстетствующие умники склонны обьявлять пошлым и слащавым все от мягких игрушек и говорящих зверушек в книгах до веры в Бога пошлым и слащавым), 2)излишняя идеализация ,,православного героя,, ,в результате которой он начинает выглядеть изрядным занудой,Мне кажется,это в корне неправильный путь,в особенности если герой-ребенок,находящийся в детском обществе. В частноcти,эту ошибку по-моему совершила Юлия Вознесенская в своем цикле про Юлианну. ,,Православный,, герой в такой книге должен также совершать ошибки,отдаваться своим чувствам, словом,быть живым человеком.
    Он должен ссориться с другими героями,мириться с ними,общаться-а не только без конца поучать.
    3)Стремление наших писателей изображать в своих книгах Господа,ангелов и святых как активных героев. С моей точки зрения это непосильная задача.Тот же Федор Михайлович Достоевский ,великий православный писатель, не брался за изображение Господа и святых.Берясь за такую задачу,начиная вещать от имени святых угодников или самого Господа,то есть приписывая им те или иные слова,автор может сильно опошлить эти святые образы и вызвать у читателя смех и скептицизм. Впрочем,все зависит от отображения-к примеру у той же Вознесенской в одной из книг фигурируют два ангела-один столичный,продвинутый,а второй из провинции,неопытный и простоватый.Такая трактовка образов ангелов-хранителей может вызвать лишь смех-а ведь дети будут представлять их себе именно так.
    Больше простора у авторов фантастики,которые изоюбражают иные миры , находящиеся как бы в векторе христианской веры,где имеются свои угодники,церковные деятели и т.д.Но таковая фантастика к православной литературе не относится.
    Плодотворным делом было бы написание православных исторических романов-детям было бы полезно и интересно узнать о судьбах православных полководцев,государственных деятелей, правителей, волевых и сильных людей, боровшихся и побеждавших невзгоды судьбы своей волей и разумом,созидавших новое и оберегавших старое, для которых Вера было путеводной нитью судьбы.Это особенно важно сейчас,когда то и дело пропагандируются представления о том,что Бог и религия-это для слабых,нуждающихся в костыле, удел старушек и дураков,а сильный обойдется и своей совестью.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика