Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения
- Владимiръ
27.06.2007 17:41
Может быть, логичнее было бы священнику, у которого на литургии кроме него самого никто не причащается, и Чашу из алтаря со словами: "Со страхом Божиим и верою приступите" не выносить - приступить-то некому?.. И ещё хочется спросить, а бывает ли мера, по которой безошибочно определяется, что данный человек достоин Св.Причастия? Можно ли вообще говорить о каком-либо достоинстве в связи с Причастием? Причащаться, стало быть, нужно пореже, чтобы, не дай Бог, не причаститься в суд или во осуждение. Тогда пореже нужно и эти слова приводить себе на память: "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин.6, 53). Мне кажется, в борьбе с одной крайностью - частым причащением без должного приготовления, предлагается крайность другая - как можно более редкое причащение с упованием на "достойное" приготовление. Но если в первом случае есть опасность "привыкания" к Святыне, то во втором - опасность "отвыкания". Если всю духовную жизнь измерять только по катехизису, то всё сведётся исключительно к формализму и мертвящей букве. Чего стоит такая, например, рекомендация: причащаться или четыре раза в год, или раз в месяц. Почему же: или - или?
|