"...Горько признаваться, что отрок слабоват умом..."
- Станислав Сенькин
09.05.2009 10:59
Прежде чем обсуждать эту тему, сначала предлагаю задуматься, в какую ситуацию попали современные православные писатели. Невозможно веками воспроизводить Шмелева или Зайцева. Мир меняется, хотим ли мы этого или не хотим. Техника, самолеты, интернет и.т.д. изменили мир до неузнаваемости, а святые отцы не оставили нам поучений, как нам относиться ко всем этим вещам. Когда появился первый паровоз, многие достойные священнослужители искренне считали, что он движется "силою бесовскою" и не благословляли на нем ездить. А сейчас даже о. Рафаилу Карелину не прийдет в голову считать поезд бесовским изобретением. Мне кажется, что задача художественной литературы - быть просто хорошей литературой. По мне так лучше прочитать детектив с хорошим русским языком, чем бездарный и глупый текст о "горних высотах". Задача цензуры и издательского совета, чтобы контролировать качество текстов и их благопристойность. Но если цензоры начинают решать, что один жанр подходит православным, а другой не подходит, мы становимся заложниками их литературного вкуса. Я думаю, что никто из нас не дерзнет объявить во всеуслышание, что знает какой литературный вкус у Господа. Но каждый почему-то знает, что полезно людям, а что нет. Не нужно сгущать краски, люди не такие глупые и во всём со временем разберутся. Свобода, которая установилась на православном рынке книгоиздания, это не только засилие дурной литературы, но и смелая попытка создать новые жанры, с помощью которых литераторы смогут "глаголом жечь сердца людей" и врачевать души в наше странное время, столь сильно отличающееся от других времен. Разумеется, здесь есть неудачные и удачные попытки; медленно, путем проб и ошибок, нащупывается верный путь. Но если сильно вмешиваться в этот процесс, мы рискуем погубить то, что имеем. Где гарантия, что вместо Юлии Вознесенской появятся новые Шмелев и Зайцев? Да и мне было очень интересно, о чем бы и как писал Иван Сергеевич в наше время. Испытание свободой - самое тяжелое испытание, но утратив эту свободу мы рискуем остаться в духовном младенчестве. Скажу, наверное, крамольную вещь, но дурная литература тоже полезна, ибо она учит читателя находить хорошую и заставляет отделять зерна от плевел. Весь наш приходской духовный инфантилизм именно от того, что наши люди привыкли перекладывать на других выбор, что считать добром, а что злом. Из-за нашего русского инфантилизма и произошла революция... В общем, писать на эту тему можно очень долго. Напоследок, хочу предложить всем критикам: давайте, не ругать худших писателей, а премировать лучших. Я думаю, что это будет гораздо полезней, чем ломать перья на интернет-форумах и стачивать копья о головы несчастных литераторов, которые заняты борьбой за существование и поиском хлеба насущного.
С уважением, Станислав Сенькин.
|