С телевидением надо кончать
- Леонид Болотин
07.05.2009 16:46
Дорогие о ГОСПОДЕ Валерий и Александр! Ну, конечно же, переборщил! Вы же Сами знаете, что мечтать вообще смертельно опасно. Лично для меня моя мечтательность даже хуже, чем слушать хорошую классическую музыку, например, 20-й концерт Моцарта в исполнении Рихтера. А это убийственная вещь! Эту пластинку лет двадцать не слушал, а стоит задуматься на секунду и вспомнить основную тему, так артериальное давление повышается… И сам я, грешный человек, дома почти не слушаю даже церковную музыку, даже песни наши духовные и патриотические, скажем, Анну Бичевскую, О. Александра Верноподданного, мать Людмилу, Смолянинову, Погудина, Любэ. Хотя люблю все это слушать, и уши не затыкаю, когда другие слушают, скажем, в автомобиле некоторые мои соратники ездят с включенным проигрывателем, но потом мне свои эмоции несколько часов, а то и дней приходится приводить в порядок. А уж если мечтать начну, то тут вообще - караул, что делается со мной. Поэтому вожу себя на коротком поводке, а не на аркане. Но иногда бывает со мной, например, «навеселе» размечтаюсь о чем-нибудь. Я очень люблю Виктора Даурова, то, что он пишет, и от этого такая бурная эмоция бывает, что и глупость явную могу написать. Так что Вы правы, Александр. Моему старшему недавно исполнилось двадцать шесть, но он редко у меня бывает. А тут сын пришел, и мы с ним слегка выпили за его здоровье. Пожалуй, впервые со своим сыном пил водку. Я и сам со своим Отцом (Царствие Небесное рабу БОЖИЮ Евгению) впервые выпил визави, когда мне лет тридцать пять уже было… Но сейчас молодежь быстрее «взрослеет», уж больно служба у него тяжелая — следователь прокуратуры. Так вот потом уже и писал свой отклик на рассказ Виктора Григорьевича, и Вы, Александр, правильно угадали, что на сам на себя не похож… Но с другой стороны, что у пьяного на языке, то у трезвого на уме. Пьяный-непьяны, но я, конечно, не думал о прямой трансляции из монастыря изображения читающего Псалтирь монаха. Монахов лучше вообще близко даже не фотографировать. А можно было бы дать статичное изображение храма – днем светлого, ночью только окошки видны… Но уж никак «за стеклом». Дело в том, что чтение монахов очень хорошо настраивает, даже в записи. Ведь образ не только зримое и статичное, но и слышимое и благоухание – тоже образ на границе видимого и невидимого мира. Честно говоря, когда я воцерковлялся (а воцерковился ли?), то я тоже был против телевидения категорически, хотя тогда оно было советским и самое страшное, что по нему можно было увидеть, это Андропова в гробу и скорбного Черненку. Но я тогда и этого не смотрел. Поглядывать стал уже тогда, когда по субботам стали показывать сюжеты, сделанные Алексеем Денисовым. Мне очень они нравились. И вообще мне Алексей нравится, как он работает, очень честно, и очень просто, и глубоко получается. Я немного знал его отца, (наши отцы одно время вместе работали в Кремле у В.В.Кузнецова), тоже очень спокойный и честный человек, и сына отличного воспитал. Но дело не в этом. Нам тогда просто некогда было смотреть телевизор: утром часа полтора правило с Псалтирью, вечером тоже часа полтора правило, Псалтирь, Акафист Архистратигу Божию Михаилу (отец Иоанн Крестьянкин тогда нас всех благословил ежедневно этот Акафист читать, говорил, что грядут великие испытания для России – оказалось «перестройка»). У меня, когда старший сын только еще начинал говорить, а я у его кровати правило читал, то вворачивал церковнославянские слова или окончания русских глаголов на церковный манер переделывал. Правда, потом это прошло у него. А все остальное время мы либо в библиотеках сидели – выгребали оттуда церковные материалы – занимались Богословским и церковно-историческим самообразование как могли, либо мотались по ксерокопированию и по распространению православной литературы. Ведь тогда книг церковных, кроме Библии, Евангелия, Молитвослова и «Богословских трудов» с «ЖМП,» никаких не было. А с начала 1990-го наша «опричнина» началась. Там вообще времени не осталось. Так что о телевидении я практически почти ничего не знал, и только когда сошелся со второй женой, стал телек поглядывать и дальше-больше. Но во времена «опричнины» нашей мы считали, вот придет законный Православный Царь, и мы вообще отменим телевидение. А Костя Душенов по этому поводу как-то говорит: нельзя сразу отменять – народ свихнется. И привел странный пример, он когда-то в юности читал повесть Стругацких «Обитаемый остров» (я ее тоже читал в журнале «Знание – сила», но совершенно не помню о чем), и вот там описана то ли страна, то ли планета, по все территории которой расставлены какие-то трансляторы, которые влияют на сознание обитателей. И обитатели так уже привыкли к этому влиянию, что могли сойти с ума, если эти трансляторы отключить. Может быть, я что-то переврал, но, по крайней мере, в Костиной интерпретации это выглядело так. Поначалу я с Душеновым не согласился, но потом, поразмыслив, решил, что он в чем-то прав. И вот тогда-то, в моем духовном детстве и родилась мечта о телевидении с четырьмя каналами. Конечно, это детская фантазия. Вообще мы, ревнители благочестия, горазды накладывать на своих ближних и дальних различные аскетические подвиги, особенно если сами чуть-чуть что-то попробовали. Вот Вы, Александр, в общем смысле справедливо пишите: «Дерзну утверждать, что ЛЮБОЕ телевидение, ЛЮБАЯ кино- и видеопродукция – какой бы православной она ни была – будет сильнее или слабее, но всё-таки отвлекать человека от спасения души». Но Вы берете за идеал модус вивенди отшельника, затворника. А это ведь идеал. Множество современных православных людей, занятых семьей, заботами о детях, работой, хорошо, если в будний день тридцать-сорок минут уделяют правилу, а чаще на ходу, в дороге читают правило Преподобного Серафима Саровского. И может быть для них этого и достаточно. Ведь помнится, старцы-афониты давно уже в 17-20 веках писали и свидетельствовали, что в последние времена множество людей будут спасаться одним исповеданием Православной Веры, а аскетика останется уделом совсем немногих. И для этого множества людей православный фильм, конечно, полезнее, чем неправославный, если они все равно привыкли тратить время на телебачение. А для тех, кто легко или с небольшими усилиями обходится без телевидения, эти костыли в виде православного кино, конечно, не нужны. У меня целая обувная коробка православных дисков и почти половина из них даже нераспечатана. Не потому что я такой аскет. Куда там! Все как раз наоборот. Но у меня, просто, нет времени этим заниматься специально. Если интересный фильм по истории, археологии покажут по телеку, за одно могу посмотреть в полглаза через книжную полку, хотя больше слушаю, глядя в монитор. А диск надо ставит специально и уже смотреть, посвящая этому делу сорок минут, час, полтора. Очень мне понравился документальный фильм о монастыре Великомученицы Екатерины у подножия Синайской горы. Его показывали на Светлой Седмице. О монастыре этом много читал, у меня есть листики Купины оттуда, камушек – в свое время мой друг Игумен Алексий привез. Есть фотографии. Но впервые я увидел внутренности монастыря, фрески, иконы, библиотеку. У них рукописная библиотека христианской литературы больше, чем в Ватикане. Вот в это же время, когда я смотрел этот фильм, там – на Синае именно – был А.И.Буркин. Так вот, ему монастырскую библиотеку не дали посмотреть, хотя он много лет интересуется как исследователь Преподобным Нилом Синайским – тезоименитым Святым Преподобного Нила Столобенского (иконография Преподобного Нила Столобенского тема его докторской диссертации, над которой он работает). А я хоть в кино, но видел эту библиотеку… Я полностью поддерживаю призыв Виктора Григорьевича, что пора бы кончать с ним. Действительно сейчас телевидение – это окно в ад, это духовная сточная канава в каждом доме, причем брызжущая труба этой канализации, действительно в большинстве домов находится в красном углу. И я ничуть не кривлю душою, говоря, что поддерживаю Виктора Григорьевича. Но вот представьте себе – первый канал, общий вид двора Иоанновского скита в Оптиной с храмом в центре, а звук – монах читает неусыпающую Псалтирь. И так круглые сутки. Включил утречком, прочитал с оптинцем на правиле кафизму, глянул пару раз на экран: «Вон, вон отец Михаил по двору пошел!… А может не он?… Может отец Елиазар? Лица не разглядеть…» И сам пошел себе по делам в город. Красота! Это был бы главный государственный канал. Именно государственный, потому что задача монаха в первую очередь молиться о здоровье Царя. А тут бы к нему сколько телеслушателей присоединялось бы. Монашество возникло при Царе Константине для молитвы за мир, через поминания Царя. Вот в чем смысл! Монашество функция государственная! Но о первом канале это конечно, фантазия, шутка. Дорогие собратья во ХРИСТЕ Валерий и Александр, не воспринимайте, может быть, глупую мою шутку, за вещание истины. Я ни на чем не настаиваю. Мне просто хочется поддержать форум с рассказом моего Друга. Вот и все. И я думаю, Он Сам так это воспринял, и не обиделся на мою «полемику». Да мы душа в душу с Виктором Григорьевичем. Его православная дидактика, как и дидактичные рассказы Сергея Щербакова, чрезвычайно нравятся мне. Дидактический жанр ушел из нашей литературы в конце 18 века, а Виктор Дауров, Сергей Щербаков, Владимир Крупин его возрождают. И мне это очень нравится… Но топить, вешать и жечь все же придется. Только законно, чин по чину. Без самоволия, а по Царскому указу и с церковным благословением. Народ-то наш – как ребенок!
|