С телевидением надо кончать

  • Виктор Дауров     06.05.2009 00:51

    Послесловие к написанному и, одновременно, косвенный ответ на самый первый пост в этом форуме – тот, что, кажется, про окошки (про окна).

    Не так давно один мой знакомый, хозяин небольшой продовольственной лавки на соседней с нашей улице пытался меня уверить в существовании гуманоидов-инопланетян. «Да нет никаких гуманоидов, брось, – сказал я ему, без всякого, впрочем, желания спорить, – все это побасенки журналистов, жаждущих заработать». – «Как это нет? Как это нет?! – возмутился он даже. – А еще, говоришь, верующий, крестик вон носишь…» – «Я верую во единого Бога-Отца Вседержителя, Творца небу и земли…». – «Так и я верую (у знакомого тоже был крестик)… Но я и в то верую, что мы не одни во вселенной… Нельзя же быть таким, прости Господи, примитивным… Сколько Бог, например, существует? От силы 10-12 тысяч лет..» – «Стоп, стоп, стоп… У Бога возраста нет… Где ты это вычитал, в Библии?». – «А ты что, только Библии доверяешь?.. – он усмехнулся. – Есть, между прочим, и другие источники информации…» – «Газеты, телевидение, да?..» – «Да, и телевидение… в том числе… сейчас информации – море…».
    Информации сейчас действительно много. Говорят, ее объемы удваиваются каждые 5 лет. Но что это за информация? И что нам оттого, что она удваивается? Богаче мы, что ли, от этого становимся, лучше, чище, умнее? Точно так же, по некоторым сведениям, удваивается – за тот же, примерно, срок – количество, бытовых и производственных отходов на земле, и есть уже пророчества на тот счет, что если человечество не найдет в ближайшее время революционный метод переработки производимого им мусора, то окажется скоро, буквально, на свалке. Или - под свалкой.
    Поговоришь с людьми, и видишь, что иные из них прямо-таки переполнены – разнообразнейшей – информаций, чего там только нет в их головах и, главное, душах. Как только они переваривают это все? – диву деешься.
    Современный обезБоженный человек не терпит пустоты вокруг себя и внутри, пустота без Бога пугает его, страшит, ему обязательно ее надо чем-нибудь заполнять, замещать… Суетой, беготней, псевдо-делами… Не делами, так праздным времяпрепровождением… компьютером, телевизором, пустопорожними разговорами… Один мой институтский приятель как-то признался: «Я однажды честно пробовал жить с неделю в деревне, так чуть с ума не сошел. Слушай, что там можно делать?.. Все новости: прошла коза мимо окошек. Сначала прошла в одну сторону. Потом прошла обратно… Мужик пьяный ехал на велосипеде. Ткнулся носом в кювет. Встал, хлебнул из бутылки и поехал дальше». Всё! Большего и не жди. И так изо дня в день».
    Поразительно, как это А.С. Пушкин, жил месяцами в Михайловском, в Болдино, и с ума не сходил. Сколько шедевров он выдал за одну только «Болдинскую осень»! Хорошо, ладно, мы не Пушкины (Лермонтовы, Тютчевы, кто там… Аксаковы…), но разве нельзя взять с собой в деревню и открыть русскую классику, книжки по истории Русской Церкви, Византии, а то и кого из святых отцев, – читая которые, как пишет приводимый мною уже выше преподобный Варсонофий Оптинский «не получишь знаний по физике, химии, но зато научишься углубляться в себя, КАК познать самого себя. Есть ученейшие люди, которые, кажется, всесторонне образованы, но, не имея веры, они совсем не знают и души своей».
    А то ведь что получается: все ждут каких-то внешних, потусторонних впечатлений (по ту сторону своей души), никто не хочет остаться просто наедине с собой, заглянуть вовнутрь себя – а что там, куда я забрел?.. Человек совершенно разучился общаться с Богом. Ему обязательно подавай дырку в мир, который извне – телевизор либо окошки (в деревне), либо мобильник… Ему нужны новости. Быстрая смена перемежающихся разнообразных новостных впечатлений дает ему ощущения полноты бытия. Человек, по большому счету, не стремится к Раю. Зачем он ему? Ну, пролетел ангел. Сначала пролетел в одну сторону: слева – направо, потом пролетел в обратно: справа-налево… Одна скукота! Современный обезБоженный человек ищет ярких, острых, резких, будоражущих душу впечатлений.
    Есть уже целая категория туристов, которые, приезжая, например, в Суздаль, вовсе не стремятся сразу же выйти в город, побродить по старинному центру, спуститься к речке Каменке, пройтись хотя бы до ближайшего Ризоположенского монастыря (я уже не говорю зайти в храм, помолиться, подать там записочки). Большую часть своего драгоценного и дорого, кстати, оплаченного отпускного (выходного) времени они предпочитают находиться за забором гостиничного комплекса либо во дворах или стенах частных гостиниц. Метрах в трехстах от меня, через речку, находится развлекательно-досуговый центр, как их теперь называют, под названием «Пушкарская слобода». Не успел автобус подвезти туда очередную партию туристов («заезд» – это тут называется, на гостиничном сленге), как тут же на открытой площадке, в двадцати, примерно, метрах от берега речки, культмассовики-затейники разворачивают свою громко орущую (на весь город) аппаратуру и начинают развлекать вновь прибывших. Их задача не только и даже не столько в том, чтобы развлечь, сколько отвлечь от всего, что находится за границами центра – чем большее число приехавших в Суздаль они завлекут, тем, соответственно, больше те оставят и денег «здесь и сейчас», внутри «слободы». Люди посидят вокруг на скамеечках, послушают записные шутки-прибаутки массовиков-затейничков, поучаствуют в конкурсах, скалькированных с популярных теле-ток-шоу, побегают в мешках, подустанут да и разойдутся по внутригостиничным барам, кафе, ресторанам… А там тебе и танцы-шманцы и голые ножки, и фольклорный ансамбль, и все, что только душа твоя пожелает… Девочки, мальчики, баня с бильярдом, внутренним баром, телегой с оглоблями («розвальней») с сеном, накрытым льняным покрывалом («А это зачем?» – «Как зачем? Поваляться... после парилки… в обнимку, гы-гы..») и – главное – с телевизором, во всю торцовую стенку. Даже тут без него – ни шагу. Ближе к ночи, когда утомившиеся на работе и на огородных грядках суздаляне: взрослые, дети, больные, старики, «непраздные» женщины отходят к сну – начинается главное – фирменное – развлечение Пушкарской слободы – пуляние ракет, петард и целых фейерверков в Суздальское небо. Чем «круче» «заезд», тем больше и на дольше грохоту, треска, шепения, пуканья-гуканья. После такой развлекухи-отвлекухи, такого «оттяга», ну, кому, скажите, так уж шибко захочется бродить по каким-то там древним улочкам, обозревать какие-то храмы, монастырские стены, валы. Да по телевизору это все сто раз показывали! Люди приехали отдыхать. Отдыхать – не понятно? И отстаньте вы от них все! («Я смотрела тупые американские комедии, смотрю, и буду смотреть, и отстаньте от меня все!»). А почему в Суздаль? Да какая, собственно, разница?.. Нет, ну почему все же в Суздаль? Что, ТАК в Москве (Питере, Нижнем) отдыхать нельзя?.. Можно. Но вот жена захотела (дочь, сын, друг), ну, приехали в Суздаль. Что, нельзя? И вообще, слушай, ба-ашка трещит, где тут пиво свежее можно купить?.. Знакомая владелица частной гостиницы рассказывала: «Приезжают. Ставят во двор машины, и день, два, три кряду «гудят». Вообще ни ногой, никуда. Водка, пиво, жратва, телевизор – все впечатления! Потом уезжают. И всё»
    Еще одна знакомая – подруга одной моей хорошей соседки, которая про себя (соседка) так говорит: «Восемь часов сплю, восемь часов на работе, остальное у телевизора, а что еще делать?», – после прочтения в газете «Православный Суздаль» моей статьи под названием «Телевизор – черная дыра в стене твоего дома», сказала: «Не понимаю. Как?! Воще не смотреть телевизор?! Зачем тогда жить?» Вы бы видели удивление на ее лице. Я не нашелся, что ей ответить. Тридцать лет бабе, недурна собой. Второй раз замужем. Детей нет. Я не знаю. В данном случае, точно, не знаю: зачем тогда жить?..
    Прости меня, Господи, грешного!

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика