История, повторившаяся в виде фарса
- Рогозянский
22.06.2007 17:23
Среди форумчан зародились вопросы, что практически означает т. н. "дорожная карта"? Иронично-критически ее назвали: "творением русского интеллигента" и усомнились в возможности. Я поразмыслил над этим и скажу, что всё не так плохо. Во-первых, утешает уже слово "русского"; "творение" - тоже весьма достопримечательное понятие. Ну, а интеллигент - так куда ж деваться? Относительно практического. Видеоточки с охотниками - это, насколько я вспоминаю, был экспромт уважаемого Игоря Савина; мною же предлагалась своя и несколько отличная интерпретация приходской общности, не из принципа коллективного хобби (см. ниже). В прочем соглашусь: да, о многих вещах приходится теперь говорить обобщенно и метафорически, поскольку они, эти вещи, пока и пребывают в состоянии как бы скрученной пружины и выглядят скорей как потенция, обеспеченная необходимой энергией, нежели готовая реализация. Меньше всего мне бы хотелось вторгаться в область футуристики-апокалиптики и выдавать поминутные прогнозы грядущей катастрофы экономик и стран. Восприятие данного жанра, к сожалению, в значительной мере испорчено его доморощенностью. Газета "Завтра" едва ли не каждый свой номер пророчит падение Америки, чем вызывает уже вполне гомерический хохот. Думаю, впрочем, что все ответные потуги господ конструктивистов, критиков газеты "Завтра" и Александра Проханова, на поверку имеют еще меньшую ценность. Ибо Проханов, тысячу раз ошибившись в конкретном, окажется прав вообще. Не столь важно, когда и по каким поводам случится финальный разлом. Главное, что перед лицом этого теряет в значении столь любимое многими ныне ковыряние в текущем навозе, аналитика и патетика настоящего скоропреходящего дня. Однако, судари, пора и честь знать. Дикие бизоны, знаете сами, не шутка и с нетерпением требуют своего... В разъяснении того, что уже было изложено, нас выручит одна замечательная деталь: говорить следует о самом мышлении и способах принятия решений, а не пророчествах-рецептах-сценариях. Поскольку, когда мыслительные посылки корректны и имеется принципиальная готовность к принятию правильных, а не наиболее простых и приятных для себя решений, полдела нами уже сделано: обнаружившиеся новые обстоятельства сами собою подвигнут нас действовать так, как это целесообразно и требуется. В частности, в очередной раз возвращаясь к казакам на Сунже, посмотрим: что было главными факторами, не давшими им отстоять свои села? Наряду с уже высказанными предположениями относительно мышления "от государства" и отсутствия объединяющей большой идеи, позволю предположить, что это была неожиданность. Да, да, ее величество неожиданность. То бишь, теоретически , конечно, все понимали, где живут и с кем имеют дело. В отвлеченном значении у каждого не могли не вызывать беспокойства процессы, которые запустились на Кавказе с конца 1980-х. Но, согласитесь, это совсем разные вещи: знать, что на Кавказе то-то и то-то случилось, и представдять ситуацию, в которой вот эту размеренную и благоустроенную жизнь сотен станичных дворов в одночасье затопляет волна чужаков и сметает практически под основание. План повседневно-практического мышления функционирует не вполне, разумеется, но в значительной степени обособленно не только от идей, но даже от обобщенного, отвлеченного знания. В Карабахе, Сумгаите, Владикавказе и т. д. "разборки"? Вайнахи наглеют, ходят, зло зыркая на русских? Местная власть и милиция занимаются, невесть чем, все больше упуская из рук контроль над происходящим? Ну и что! Мы давно тут живем, сегодня продолжается ровно та же самая жизнь, что вчера: утром по крику петуха хозяйки идут поить скот и доить коров, потом приходит пастух и во дворах, одном за другим, растворяются ворота, звучат приветственные оклики: "Как ты, Марь? Та я шо-то сёдня опять не спала, пятка чесалася!" По улице лениво ползет пыль ветерка, в тени под забором сидят, лузгают семечки бабушки, мальчишки ездят на велосипедах, куры, гуси, утки, голуби, поросята... Вот она, жизнь, со своей наглядной и простой правдой! Какие там Сумгаиты?! Узнаете картинку, понимаете, правда? Описанное состояние именуется эмпиризмом мышления, то есть когда бытовая наличность, эмпирия, утверждает нас в своих мнимых правде и очевидности, в своем характерном видении причин и следствий, оснований и связей, безотносительно к действию вокруг этой идиллии сил и субъектов более высокого порядка. Это тот образ мышления, распространенного в нашем недавнем прошлом, в рамках которого сберкнижка и правила размещения вкладов выглядели равно фундаментально с оставшимися законами мироздания, к примеру, с законом Ньютона. По поводу сберкнижки Явлинский с Гайдаром нам, слава Богу, кой-чего разъяснили. И все-таки, вопреки всему, в народе продолжают иметь место и действовать множество других наваждений, мелких и покрупнее. Жизнь в глазах обывателя - это целиком некая самодовлеющая и самоналаживающаяся сила. "Все будет хорошо" (постоянная медитация на одном из популярных радиоканалов) - правило, превозмогающее даже энтропию и остывание Вселенной. Дефолт есть исключение из правил, а восстановление после него - закономерность; Ющенко с Януковичем поругались - помирятся и т. д. До сих пор мои собеседники в разных аудиториях искренне изумляются и даже паникуют, когда я по секрету сообщаю им, что наше поколение, нынешнее среднее, 30-40-летних, не будет получать пенсий. "Как это не будет? Почему не будет?" Эмпиризм явно возводит смысловой барьер и ставит нас по разные стороны. В рамках своего подхода я скорей бы заинтересовался: "А почему пенсии будут платиться? Объясните. Какие к тому есть основания?" Вероятно, это тот самый барьер, который изначально затрудняет восприятие любой иной, не-эмпирической логики и, в частности, той, которая вкладывалась нами в "дорожную карту". Честно говоря, из того, что лично мне известно по теме, удивляться приходится прямо обратному, а именно: как это пенсии до сих пор платятся? Лично я твердо уверен, что, подвернись удачный повод, их аннулируют прямо сегодня. Необходимые обоснования в разного рода монетаристских, неоконсервативных и неолиберальных доктринах уже подготовлены. Социал-демократия нынче не в моде, напротив, на дворе уж социал-дарвинизм в полный рост... После приватизации и "шоковой терапии" надежды на, что страдания одиноких стариков кого-либо от чего-либо предостерегут, не остается. Объяснят, подведут базу, не сумлевайтесь! И даже наоборот, укорят старшее поколение в том, что оно так долго сидело на шее у общества, не позволяя ему развиваться. Вон, в Китае старичьё не чета нашему - остаются совершенно без пенсии и ничего. Поднебесная прет и прет вверх, так что уже накормила миллиард рисом, а дальше поди раздаст по автомашине с пентхаусом! Только наивный не видит, куда дуют ветры, и как невзначай трансформируется, смещается игра слов и идей на пространствах политики, юриспруденции, социологии. Не успеваешь опомниться, глядишь, а уже в наиболее "продвинутых", "хитовых" стратегиях на месте привычного "социальное развитие" стоит "социальный контроль"; вперед же проблематики общества прав и свобод выступает универсальные "общество риска" и "борьба за снижение рисков". Думаете, для чего это в рабочих столах мировых парламентов и правительств на всякий случай оставлены законопроекты об эвтаназии, принудительных работах (последние голубиные весточки нашей Госдумы) и лагерях для перемещенных лиц (Конгресс США)? Оттого ли, что и впредь собираются жалеть немощных своих членов и ширить системы массовой социальной поддержки? Отрицательный ответ напрашивается сам собой: построение целикового "общества мечты", "общества справедливости", гуманитарные ценности как таковые - это вчерашний день с т. з. действующей административно-правовой системы. Если же я понимаю это, мне, как говорится, до лампочки, что там получали и до сих пор пока еще получают "все". "До лампочки" и то, при каких обстоятельствах и кто именно отменит в будущем пенсионную систему. Я знаю лишь, что это случится с такой же вероятностью, с какой сменяются дни, а потому для себя, по меньшей мере, остерегусь делать ставку в пресловутое "зарабатывание пенсии" и сегодняшние свои действия буду со спокойной душой посвящать некой иной логике. Деталь, но весьма наглядная. Ведь в повседневном принятии нами решений очень многое остается завязанным на правила и маркеры отходящего времени. Мир, космос, который мы наблюдаем, - в большинстве даже не природный, естественный, а социальный космос. Социальный, следовательно рукотворный, придуманный, не обязательно долговечный и имеющий под собой фундаментальные объяснения. Всякий день город встает, чтобы почистить зубы, собраться, позавтракать и отправиться на работу. В сотнях тысяч квартир раскрываются двери, парковки пустеют, на остановки согласно расписанию приходят автобусы, на дорогах встают заторы, в салонах стоящих, чадящих машин играют одинаковые шлягеры, перемежающиеся игривым девизом: "Всё будет хорошо!" Миллионы людей, встроенных в этот алгоритм, наблюдают друг друга, поддерживают и укрепляют в этом движении, делятся по ранжирам и сознают внутри своего круга ("автомобилистов", "пассажиров метро" и т. д.) воображаемую общность. Однако, ни масштаб этой гигантской конструкции, ни многократная повторяемость, воспроизводимость ее действий еще ничего не говорят об надежности и целесообразности. Скажете, что в данном замечании нет ничего особенного, что это и без того ясно? Но ничего особенного не нужно было и казакам Сунжи: попросту знать, что миропорядок, к которому они так привыкли, не есть естественный и единственно возможный, а соблюдается (и то до поры) хрупким балансом идей, сил, тенденций и пр., в большинстве своем имеющих по отношению к нам и нашим ограниченным силам оъективный, неотвратимый характер. За последние 20 лет нашему обществу во многом привилось катастрофическое, кризисное мировосприятие. Для некоторых сегодня, пожалуй, очутись они в Ингушетии и Чечне 1990-1994 гг., не составило бы труда распознать направление происходящего и увидеть ближайшие безотрадные перспективы сунженских и надтеречных станиц. Увидев же, начать спешно принимать меры: вооружаться, собирать отряды, уезжать от беды подальше или, по крайней мере, принимать минимальные меры предосторожности против грабежа и насилия - словом, кто на что горазд. Представляете, одной только мужественной, ответственной констатацией того, что дни сменяются, что мир и безопасность ушли и нельзя более цепляться за старое и привычное, можно было тогда повернуть события! Ибо любые превратности переставали быть неожиданными. Напротив, они были ожидаемы и всегда встречали бы то или иное заранее сформулированное решение. Не говорю уже о вкладах населения "на книжках", по которым давно пора перестать плакать. Но и этот зловещий план гайдаровско-чубайсовских реформ по-своему также учитывал этот липовый коллективизм соотечественников, несамостоятельность и неопытностть их, в т. ч. в действиях в соответствии с простым здравым смыслом, в целях защиты своих индидуальных интересов, отстаивания своих "кровных". Не случись замораживания средств на счетах граждан, а будь эти средства разобраны вовремя по рукам и, еще лучше, пристроены к делу, либералам не удалось бы достичь многого, весьма многого как в "шоковой терапии", так и скупке за бесценок десятков тысяч предприятий и ценных объектов. Увы, "граждане", как и казаки Сунжи, были заняты своим: созерцая окружающий их привычный социальный космос, они пребывали в безмятежной уверенности, что этот порядок фундаментален, целесообразен и никакому существенному пересмотру не подлежит. Развал СССР принес населяющим его народам неисчислимые бедствия. Но, если быть точным и доходить до сути, страдания многократно умножались и утяжелялись "сном разума" - миллионами избираемых и реализуемых ошибочных жизненных стратегий, непозволительной инерции и идеалистических иллюзий. Неожиданно для себя вывалившийся из тихого, застойного пруда и в одночасье ставший "россиянином", советский человек на новом фоне представлял как бы коллективное недоразумение и универсальную жертву для всяческих напастей. Если как следует присмотреться, он и теперь оставляет за собой многие из упомянутых черт. Насколько отвечает логике сегодняшнее устроение жизни, пассивно - признаемся в этом! - принимаемое большинством? Вопрос этот далеко не так прост, как казалось бы. Выше мы уже упоминали один из столпов обывательского мировоззрения - "пенсию". Социальная привычка складывается довольно скоро, и мало кто сегодня придает значение тому, что пенсия по старости - это относительно новая, недавняя вещь. Надо знать, что еще до начала 1970-х некоторые категории граждан в стране победившего социализма пенсиями по старости не обеспечивались. А налоги нередко бывали выше, чем социальные выплаты. В частности, колхозники не обеспечивались пенсиями до 1968 г., а потом получали по 27 р., хотя работали, сами знаете как. Но мы в данном случае обратим внимание на другое: на роль пенсионных выплат как регулятора (вернее сказать, дерегулятора) социальных процессов. Социолог скажет, как действуют социальные выплаты: таковые закрывают определенную брешь, диспропорцию в общественном развитии, например, с обеспечением старости, но взамен стимулируют, поощряют на данном месте еще больший перекос в ту же сторону. Говоря попросту, если я проживу старость на пенсию, которую заработал сам, в течение жизни, для меня не такой критичной оказывается поддержка детей. Нет нужды в поддержке детей - увы, от этого никуда не деться, меньше мотивов к деторождению. С переходом развитых стран к массовой пенсионной системе демографически завершается процесс оформления малодетной семьи. Такая модель семьи начала складываться куда раньше, с индустриализацией, урбанизацией и т.п. Однако, обеспечение стариков оставалось существенным моментом, не позволявшим малодетной семье ощутить себя в полной мере самодостаточной и обоснованной. Вот вам новые, видоизмененные очевидность и целесообразность: целесообразно иметь одного-двух, а не восемь детей! Прежде, наоборот, в условиях натурального хозяйства, родовой организации, распространявшейся даже и на город, более целесообразно было рожать и растить восемь. Вот на каком уровне, по большому счету, решается вопрос с повышением рождаемости! Многодетная семья по каким-то причинам должна опять оказаться более целесообразной, чем малодетная - ни больше, ни меньше! Все остальные увещевания, призывы, соображения, в т. ч. церковные, национальной или имперской идеи, будут иметь весьма и весьма ограниченное влияние. Нет, я не отрицаю, что кто-то родит детей и так просто, без лишнего разговору. Можно порадоваться, что у нас в форуме имеются читатели, у которых детей четверо. У меня их четверо тоже и, честно сказать, не хочется останаливаться на достигнутом. Но в общей перспективе, чтоб ситуация менялась в лучшую сторону, человек должен снова вернуть себе уверенность, что от многих детей жизнь становится устойчивее и проще. Иначе никак. Такая вот очевидность, которая у нас воспринимается, и то редко, мозгами, но не подтверждается повседневным, практическим опытом... Вам это очевидно? Не думаю. Ведь детей нужно не просто родить, но, страшно сказать, вырастить!.. Причем не чувствуя себя постоянно ущемленным, истерзанным, не срываясь, а принимая это спокойно, свободно. Подобных спокойствия и свободы как раз и не достает часто "православно-патриотическим семьям", которые детей все-таки завели, но чувствуют себя как бы в режиме непрекращающегося "чэ-пэ", из ряда вон выходящими. Так вот, если мы (по крайней мере, русские православные люди) сумеем с корнями выдрать из себя некоторые иллюзии, как то: - прожить в старости на государственную пенсию; - добывать хлеб насущный наиболее простым и общим путем: уходя из дому на готовое рабочее место и получая зарплату, по возможности, более высокую; - мерилом и венцом родительских обязанностей считать получение детьми высшего образования и некоторые другие, - возможно, очень возможно, мы придем к неким другим целесообразности и очевидности, поощряющим рождение многих детей и воспитание, а именно очевидности и целесообразности того, что: - обеспечить родительскую старость должны будут дети; - проще, лучше и выгодней для семьи построить такую систему занятости, которая не будет отнимать у дома отца и мать, а подрастающим членам даст соответствующее дело в руки; - дети, с малых лет трудоустроенные в семье, в составе объединения семей, по достижению зрелого возраста сами, вне давления общественных стереотипов будут рассматривать и решать сами, какое им образование требуется. Экзотично, не правда ли? Но таково направление, собирающее семью из отдельных "паззлов" в единое целое и дающее ее внутреннему существованию осмысленность. Таково направление, делающее многодетность не просто идейным или стихийным, а организованным и целесообразным феноменом. Хотите, называйте это "системным анализом и проектированием" условий для повышения рождаемости. Нравится, возведите это опять-таки к возрождению России. Для меня довольно, что семья вне этих условий остается хрупкой и хилой, не воспроизводящей себя самою, не-целесообразной. Не хочется подобной семьи и точка. Скептикам же, вопрошающим о практической достижимости, предоставляю жить-не-тужить, как и все, дожидаясь до государственной пенсии. Поглядим, которое из "творений русского интеллигента" окажется реалистичней.
|