История, повторившаяся в виде фарса
- Kir
21.06.2007 17:50
Олегук:
Спасибо, что верно меня поняли.
Относительно Рогозянского, хочу напомнить, что он один из очень немногих наших (православно-патриотических) публицистов, обладающих душевным здоровьем и умом.
Рогозянскому:
Я понимаю, что вызывало ваше неприятие в моих постах.
Но поверьте, я не пытаюсь создать новой "русской идеологии", "последнего и всеобъемлющего мегапроекта":).
Речь о другом. В нашей истории, среди хаоса и обломков идей не оправдавших себя, есть красная нить Смысла, и есть личности, умевшие следовать этой нити. В силу великодушия, способности сознавать свое послушание перед Богом. Суворов, Милорадович, Нахимов, генерал Краснов, Керсновский, Солоневич, и конечно митрополит Николай Японский, Патриарх Тихон, старец Силуан и другие наши святые. Это не были люди, создававшие свои идеологии, даже Солоневич, все они были практического склада. Но при этом смогли дать нам понятие о том, как русский человек должен вести себя в этом мире, в чем его идея. И это их понимание, во всяком случае его суть, оно не устарело на на йоту. Учиться у них, искать красную нить Смысла - вот к чему я призываю, не претендуя на то, что мне всегда удается это верно сформулировать, признавая, что пользуюсь иногда ветхими, устаревшими формами. Я за них не держусь, и вы не придавайте им особого значения. Почти все старое рухнуло, все прежние понятия о государственности и т.д., а как вести себя в новых условиях мы не знаем. Вы не знаете, я не знаю.
Но вот вчера принесли мне газету, издающуюся по благословению владыки Диомида и Ипполита Хустского. Думал, что-то типа душной "РП", не хотел в руки брать, потом взял - оказалось, что к Душенову это отношения не имеет. Первое на что упал взгляд слова Кургиняна:
"Мобилизация происходит, только когда ты видишь опасность. Если "шоколад" (как страус, прячешь голову под крыло), то какая мобилизация? Но опасность мало увидеть. Надо ей противостоять. А для этого нужна общественная энергия. И нет другого способа ее генерации, кроме как предъявление великих образов и идей. А это называется - апелляция к идеальному".
Почему потерпели поражение сунжеские казаки (а вместе с ними и независимо от них русский народ)? Не нашли в себе силы вооружиться и дать отпор. Вот это простой ответ, где у нас нет разногласий, но это только треть ответа и вы это тоже прекрасно понимаете. Почему не смогли найти в силы? Потому что их ничего не объединяло кроме государства. Это еще одна треть ответа. И здесь мы тоже согласны. Но теперь дойдем до главного - что могло, должно было их объединить?
И здесь мы вступаем в область хаоса, который у нас воцарился уже давно и наши ответы начинают разниться.
Но я видел на практике как из разрозненных людей, рождаются соборные сообщества, когда появляется Смысл. Это меня вдохновляет, а не игра ума, и не тонна-другая литературно-публицистического наследия. Появляется личность, не лидер, а личность, которой вовсе не обязательно быть лидером, но абсолютно необходимо иметь связь с Богом и русской историей. И начинается соборное строительство, способное объединить абсолютно разных людей, с разными убеждениями, слабостями и т.д. для решения конкретной задачи.
И есть этому западная альтернатива и есть, условно говоря, чеченская, помянутая вами, и, наверное, есть еще какие-то. Но насколько нам они подходят? Мы не можем стать ни немцами, ни чеченами, защищая себя. У нас есть национальные принципы самоорганизации, в основе которых "аппеляция к идеальному".
Вы предложили видеоточки, общество православных охотников, как примеры - что нужно делать, а не болтать. Я с 88-м в Церкви, то есть каким-то минимумом опыта в этом отношение обладаю. Оба ваши предложения совершенно приемлемы, и путь правильный, но ничего, абсолютно ничего не выйдет, будут впустую потрачены силы, что еще хуже, придет разочарование, обида на сопричастников, если это делание не будет приложением к какой-то конкретной сверхидее, сверхзадаче. Как ее найти, здесь нет общего рецепта. Это Тайна с большой буквы, найти ту дорожку, которая ведет конкретную группу людей ко Христу. Нужно искать методом проб и ошибок - смотреть на что душа откликается, что ее пробуждает, а что заставляет тоскливо озираться. И, конечно, это нужно делать во время делания, но стоит упустить из вида, и любое дело пойдет псу под хвост. Это азы соборного строительства.
"Как не хочется, прежнего пафоса не вернуть! Что ни придумывай, какие катехизисы не пиши. Мы просто не хотим в этом себе сознаться, а слабеющей мыслью продолжаем цепляться за то, чему сами же, для вящего самообмана усваиваем значение великого".
Хорошо сказано. Но здесь вы говорите о своих разочарованиях, у меня их тоже навалом. Мы здесь в положении фарисеев, у которых целые библиотеки идей и понятий, которые вдруг перестали работать. Что предлагает им Христос? Отказаться от пафоса? Нет, и даже не от библиотек. Он предлагает то, что в числе прочего возродит пафос, отряхнет пыль со старых книг. Для этого нужно выслушать Его и понять: что нам делать сегодя, сейчас. Не самим придумывать, а научиться слышать Его. Отказаться от узости в пользу великодушия. Отказаться от "я знаю, что нужно делать", в пользу: "Господи, ничего я не знаю, научи".
"Тем самым, по-хорошему, Вы от себя должны исключить всякий повод для разговоров о восстановлении страны и народа через великие государственные идеи".
В том-то и дело, здесь наверное корень нашего непонимания, никаких государственных идей я не предлагал.
Вне государства, независимо от того или иного государства, христианин должен ощущать себя гражданином Империи, со всеми вытекающими отсюда обязанностями, мотивацией, пониманием как относиться к другим ее обитателям - таджикам, грекам, сербам, армянам, азербайджанцам. Как назвать эту империю - Российской, Византийской и т.д. - это не принципиально. Еще при императорах-язычниках целый ряд святых отцов осознали себя гражданами Империи, и, собственно говоря, создали ее.
Возможно ли повторить это в современных условиях я не знаю, и это по большому счету не важно. Важно в воцарившемся хаосе, который, вы правы, будет нарастать, ощущать себя не атомом, проигравшим землю диаволу, а неким воином Царствия Небесного, которое незримо, неполно, но являет себя на земле, иногда более отчетливо, иногда чуть-чуть как сегодня. Оно - это Царствие не может быть реализовано на земле в принципе. Но реализовываться должно непрерывно. Судьба отдельного таджика-строителя в этой связи принципиальна тем, что помогает нам понять - являемся ли мы наследниками генерала Краснова и св.Николая Японского, продолжателями дела Христова или нет.
"Действие, открытое, чистое, не предвзятое, не отравленное двоящимися мыслями и подозрительностью, на поприще того, что прежде именовалось прогрессом, строительством, в т. ч. и общественным, уже невозможно".
А было ли оно вообще когда-нибудь возможно? Не заблуждаемся ли на этот счет? Я думаю, что со Христом мы в любом хаосе способны вырастать в цельных людей. В любом случае мы не можем сказать: "невозможно". Труднее, страшнее, но упустив из вида эту цель, мы просто рассыпаемся.
"Из мельчайших, отдельных осколков ренессансной вселенной начнет складываться нечто новое и более реалистичное".
Здесь я с вами полностью согласен. Складывается. И без отчаяния оглядываюсь назад. Мы стали первыми, кто все потерял, и вынужден складывать, что-то новое, и даст Бог, первыми создадим, что-то более реалистичное. Запад думает, что полным ходом движется в будущее, я без злости, с тоской смотрю на них - вижу, они как дети малые, не понимают, что прежний мир существует лишь в их воображении, непрерывно обрабатывамом пропагандой.
Если говорить о новой реальности, то есть ряд моментов в которых я убежден, и есть попытка выстраиваться связи между ними. У вас та же история. Моменты у нас примерно одинаковы, во всяком случае много совпадений, а вот связи различны, здесь мы пользуемся каждый своим подручным материалом. Связи эти не только непрочны, но представляют собой ту "живую нитку" выражаясь портновским языком, которой недолго жить. И когда вы критикуете эту нитку у меня, я это полностью приемлю, внимательно слушаю.
"И, наконец, какой она обнаружится, явит себя: освобожденная от разного рода напластований культурного и социального хлама, копившихся много веков, главная достоверность - достоверность Христа?"
Дай-то Бог.
"На смену мышлению "от государства", "от политики", "от самого высокого центра", от инерционной общественной нормы должно прийти осознание себя в связи с простейшими интересами безопасности, воспроизводства, самообеспечения, обмена, устойчивости в индивидуальном, семейном и территориально-общинном целом".
Здесь я целиком и полностью с вами согласен, хочу лишь уточнить - место "государства", "политики" должен занять Бог со всеми следствиями этого, в том числе и теми, что вы перечислили. Сами по себе эти следствия (см. выше об обществах охотников) не реализуемы без веры в подлинном смысле этого слова, то есть речь не о формальной воцерковленности, а дарованию слышать Слово Божие сказанное для тебя лично, для твоего малого сообщества, для страны. Это трудно, но без этого все абсолютно бессмысленно, все останется в виде проектов или каки-то дохлых опытов реализации. Я так думаю:) Не подумайте, что пытаюсь проповедь толкнуть. Речь, в том числе, о психологии русского народа, не умеет он без аппеляции к идеалу устраиваться в этой жизни. Скушно становится что-ли, тоскливо. Не знаю, как лучше выразиться. Государство пусть мертво, пусть это суррогат, к тому же переставший удовлетворять минимальные нужды, но все-таки какая-то к чему-то общему аппеляция. Этого не заменить чем-то частным, пусть самым наилучшим. Мне пока труднее выразиться более точно.
|