Все гаже, и гаже, и гаже...

  • ПОЛИ-КАРПОВ     30.04.2009 18:51

    Уважаемый А.А. Симонов, в одном из документов, хранящихся в ЦАМО есть запись, указывающая сколько Федоровым сбито самолетов за п-е-р-и-о-д командования группой ш-т-р-а-ф-н-и-к-о-в: « За период командования группой штрафников на Калининском фронте лично произвел 84 боевых вылета, участвовал в 11 воздушных боях, в которых лично сбил 4 Ю-88, 1 ДО-217, 4 Ме-109ф и в паре с ведомым сбил 1 Ме-109ф, лично подбил 1 Ме-109ф и 2 Ю-88. Все сбитые самолеты подтверждены наземными войсками». Это запись в представлении Федорова к ордену Кутузова II степени от 27 июля 1943 г. подписанное начальником 6 ИАК Ерлыкиным.
    Период командования штрафниками: 19 августа 1942 г. - конец сентября 1942 г.
    Почему Папивин в письме к Руденко от 25 марта 1944 г. написал, что Федоровым эти самолеты сбиты за в-с-е время пребывания на Калининском фронте, т.е. с июня-июля 1942 г. по март 1943 г.? Папивин подстраховывается фразой, что эти цифры даны «по данным боевых донесений и учетным данным».
    Этим косвенно подтверждается моя гипотеза о том, что в авиагруппе майора Федорова, оснащенной четырьмя истребителями Як-7 и тремя Мустангами, боевых донесений и учета сбитых данных не велось. Сбитые Федоровым самолеты, расписывались летчикам других полков, которые также как и Федоров на общественных началах (т.е. без приказа) временно воевавали в составе группы Федорова на самолетах группы,иногда на своих. Это были лучшие летчики истребительных полков 3-й ВА, которых он отобрал. Многие из них прошли в качестве ведомых Федорова хорошую подготовку, четверо стали ГСС, а Боровых дважды Героем. Все в октябре были зачислены в полк ассов.
    За первые 23 дня боев на Калининском фронте (с 27 июня по 20 июля) Федоровым на Яках разных типов было уже совершено 36 боевых вылетов с налетом 35 часов. Этот факт зафиксирован в «Именных списках переписи летно-подъемного состава 3 ВА по состоянию на 20 июля 1942 г.».(ЦАМО, 3 ВА, оп. 4508, д.13. л.1)..
    В развитие моей, ранее изложенной гипотезы о причинах расхождения количества реально сбитых самолетов с официальными цифрами, можно привести архивные данные, показывающие как резко возрастал счет сбитых самолетов в тех частях, где появлялся Федоров. Причем, по «данным боевых донесений и учетным данным» этих частей, Федорова и его авиагруппу не найти. Но цифры до того впечатляющи, что другой причины объяснить их нет.
    Так, со 2 по 6 июля 1942 г. 728 ИАП на своих И-16 за 4 дня боев записал себе 25 сбитых и 8 поврежденных самолетов противника.
    С 19 по 27 августа 1942 г. когда сначала авиаотряд, а затем группа штрафников Федорова на базе этого авиаотряда воевала (якобы незримо для Папивина!) в составе полка, 728-й ИАП, имевший на вооружении 7 И-16, сбил 45 самолетов противника. Только в один день 20 августа боевой счет полка увеличился на 13 самолетов: 6 Ме-109, 5 Ю-88, 2 Хе-111 и подбив 1 Ме-109. При этом со своей стороны не потерял ни одного самолета. Если подать данные показатели Марку Солонину, не рассказав об авиаотряде Федорова, то несмотря на глубокое уважение к истребителю Поликарпова, ивестный историк авиации наверняка вспомнит Мюнхаузена.
    Из представления к званию ГСС летчика 728 полка Боровых, который часто вылетал в составе авиагруппы Федорова известен уникальный (а может и обычный) случай из жизни авиаотряда и его командира: «11 июля 1942 г. мл. л-т Боровых участвовал в воздушном бою, где наши 10 истребителей обратили в бегство 30 Ю-88, 30 Ю-87 и 15 Ме-109, уничтожив в этом бою 7 самолетов противника» (ф.20529, оп.1, д.5, лл.27,27 об.). Вот в таких боях самолеты сбитые лично Федоровым прятались за сбитые группой, записывались по тем полкам, где числились прибывшие к нему летчики.
    В некоторых характеристиках командира Федорова отмечается факт неуставных отношений с подчиненными. Какие могут быть уставные отношения, если он и его подчиненные не раз в боях спасали друг друга от гибели? Все бои в июле –сентябре с превосходящими силами немцев образца 1942 года. А рассказы о таких боях (10 против 75 и победили!) после войны в среде летчиков – испытателей, вероятно вызывали недоверие и создавали соответствующую репутацию Федорову (что видно из книги И. Шелеста).
    А вот еще один архивный документ, показывающий, что Федоров летом 42 г. не почивал на штабной должности инспектора, а участвовал в тяжелых боях, рискуя жизнью (еще раз напомню –бесплатно). Из «Характеристики на присвоение к званию Героя Советского Союза Баранову Михаилу Семеновичу за июнь 1943 г. (ф.20529, оп.2, д.5, л.28 об.): « 27 августа 1942 г. мл. лейт. Баранов в паре с майором Федоровым (в настоящее время командир 273 ИАД полковник Федоров) вели воздушный бой против 8 Ме-109Ф в районе Ржева, где командир был подбит. В момент, когда пилот Баранов прикрывал посадку майора Федорова на подбитом самолете, в хвост последнего стал заходить ведущий пары Ме-109Ф. Мл.лейт. Баранов стремительной атакой отсек самолет противника, а последующей атакой сбил ведомого этой пары «мессершмиттов», также пытавшегося атаковать подбитый самолет, чем спас своего командира». Так складывались неуставные отношения, боевое братство.
    Напоминаю, что не призываю принять как единственно верную, мою гипотезу о причинах несоответствия цифр реально сбитых Федоровым И.Е. самолетов с указанными в справке заместителя начальника штаба 3 ВА ,
    С уважением,
    ПОЛИКАРПОВ

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика