Одесское богословие
- В.Семенко
28.04.2009 18:52
Вот тут один из корреспондентов (приходится пояснять, что корреспондент здесь - это не должность, а просто тот, с кем состоишь в личной переписке) пишет мне, что с сожалением приходится констатировать: всякое подобие вменяемого дискурса в наше время, увы, утеряно, будь то дискурс богословский, философский или политический. Ну, всякое или не всякое, а сермяжная правда в этом вопле есть.
1. Для одесситов. Ну не трогал я вашу Одессу, успокойтесь! Насколько же надо не обладать способностью воспринимать настоящий смысл текста, чтобы так думать! И Одесскую епархию очень даже уважаю. Это фигура речи такая, риторический прием: Одесское богословие - Одесская семинария - Одесская чрезвычайка - "комиссары в пыльных шлемах" - кожаные тужурки – маузеры (пока еще, слава Богу, виртуальные) - "расстрельные списки" и т.д. Так сложилось исторически, что Одесская чрезвычайка была особо свирепой, что живописал Валентин Катаев в своем романе ("Уже написан Вертер", по-моему). Поняли, наконец, в чем смысл сего семантического ряда? Прямо порой некоторые (особенно патриоты, в данном случае своего города) какого хочешь ритора в тупик поставят...
2. Одни говорят, что я слишком резок, обидное что-то говорю, сан не уважаю и т.д. Помилуйте, где, в чем? Другие - что наоборот слишком витиевато, политкорректно и обтекаемо. Ну, я по профессии редактор, вот теперь приходится самого себя редактировать. Иначе нельзя. Эти друзья правила придумали такие...
3. Ну а главный итог - это, конечно, реакция самого отца протоирея. Это просто песня! Ну, провалился человек, причем с треском, всякий объективно настроенный читатель не может этого не признать! Но надо схему-то отрабатывать (это, что все "ревнители" - "еретики, царебожники, диомидовцы") А как? А очень просто: повторять мантру и говорить неправду прямо как "фройлеры". (Видите, как я в политкорректности упражняюсь?!)
У меня:
"Если под «царебожничеством» понимать почитание царя наравне с Богом, как второго Бога, то это, конечно, идолопоклонство и явная ересь, но ведь никаких серьезных примеров этого, включая даже и неглубокие и порой достаточно примитивные сочинения самого Диомида, привести невозможно!"
У отца протоиерея:
"Очень важно, что он (то есть я – В.С.) прямо выступил на защиту царебожия (не путать с монархизмом) и диомидовщины от обвинений в ереси, тем самым лишив меня необходимости отвечать"
У меня:
"Уважаемый прот. А.Новиков был бы, несомненно, прав в отношении наших «еретических мудрований» в том случае, если бы мы употребили слова «благодать», «благодатный» в отношении латинской иерархии. Однако любой объективно настроенный читатель будет вынужден констатировать, что таковых слов мы в данном контексте отнюдь не употребляем! Будучи искренне благодарными Его Высокопреподобию за ценные уточнения, хотели бы подчеркнуть, что наши слова о «канонически законной латинской иерархии» как раз и содержали указание на ее чисто формальную законность (каковая не отрицается и нашим уважаемым критиком) и ни в малейшей степени не касались вопроса о ее благодатности!"
У Его Высокопреподобия:
"Можно лишь прояснить вопрос о латинской иерархии, которую он по-прежнему пытается защищать".
По-моему, это называется - хорошая мина при плохой игре. Не ответил я на его аргументы... Конечно, вместо того, чтобы играть с мастером карточной игры по его правилам, стал играть по другим, не им самим изобретенным, и вроде небезуспешно... Да еще и в полемику с нами он не собирается вступать! Еще бы: так провалиться, тут уж не до полемики будет, тут перед начальством надо как-то оправдываться. А то ведь скажут: "Не справился ты, отец Андрей, так ведь, кроме Одессы, есть еще города, похолоднее... Анадырь, например. Или Магадан...
|