Цитата:
Есть хронические заболевания, все они не излечимы, но если выбрать правильную тактику лечения, можно достигнуть стойкой ремиссии, это азы медицины. Все хронические заболевания имеют, как правило, духовный компонент и связаны с образом жизни. Алкоголизм и наркомания - хронические заболевания.
Давайте-ка не будем заниматься рассуждениями на наркологические вопросы, не имея на то ни медицинского, ни богословского образования, полученного в России, а предоставим слово авторитетным специалистам, в деталях разбирающихся в данном вопросе.
1. Протоиерей Алексий Бабурин - председатель душепопечительского Центра им. преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны "Дом милосердия", по образованию врач-психиатр:
"Сейчас господствует американская концепция: алкоголизм – болезнь. Это давно уже опровергнуто наукой. В 60-е годы эксперты заслушали доклад хорватского профессора, выдающегося психиатра Владимира Удолина, где он четко и ясно дал понять, что
алкоголизм – не болезнь, а образ жизни, нарушения поведения. Это как нельзя больше соответствует православной концепции. Алкоголизм – это страсть."
Источник: http://www.romashkovo.org/vifesda/materials/2008/03.html
2. А вот
вторая позиция, близкая к вышеописанной. На этот раз мысли священника Алексия Бабурина находят подтверждение в статье одних из наиболее уважаемых в психиатрическом и наркологическом мире специалистов
- доктора медицинских наук (д.м.н.), профессора, академика Российской Академии медицинских наук, директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского Татьяны Борисовны Дмитриевой и д.м.н., профессора того же ведущего судебно-психиатрического учреждения страны, руководителя Отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма Андрея Леднидовича Игонина:
"Прямая связь между той или иной формой поведения и конкретным биологическим субстратом отсутствует. Любое биологическое вмешательство в организм человека не позволяет нужным образом изменить поведение человека. Оно формируется при повторении одного и того же действия сотни и тысячи раз путем, как говорят в психологии, научения. Тем более это невозможно сделать, поскольку
поведение наркологического больного представляет собой не просто комплекс определённых действий, а специфический образ жизни, основанный на сформировавшемся мировоззрении человека."
Вышеозначенный фрагмент взят из статьи академика Т.Б.Дмитриевой и прфессора А.Л.Игонина, опубликованной в журнале "Наркологи", №1, 2006 год, под названием "Современные возможности медицины в лечении лиц, страдающих наркологическими заболеваниями".
3. Цитата:
Алкоголизм и наркомания - хронические заболевания.
В 3-м номере журнала "Наркология" за тот же, 2006 год, директор Центра им.Сербского, член Международного комитета по контролю за наркотиками (МККН) при ООН, Татьяна Борисовна Дмитриева, в статье "Актуальные проблемы помощи наркологическим больным в России на этапе социальной стабилизации в стране" развивает высказанную ранее мысль следующим образом:
"Как известно, не существует прямой, жесткой связи какого-либо биологического субстрата с той или иной конкретной формой поведения, проявляющейся, в частности, в злоупотреблении ПАВ.
Определенные изменения обмена биологически активных веществ, локализованные в первую очередь в головном мозге, создают лишь предпосылки для совершения действий, направленных на прием ПАВ.Основное же значение при этом имеют установка больного на продолжение употребления ПАВ либо воздержание от него, а также глубина и стойкость данной позиции. В свою очередь, характер этой установки зависит от мировоззрения пациента, его ценностной ориентации, отношения к принятым в обществе нормам поведения, психологической устойчивости и других личностных особенностей. Не менее важное значение имеют социальные характеристики больного, касающиеся его отношения к семье, опыта трудовой деятельности, наличия интересов и увлечений...
Но даже такой сложный и трудоемкий метод, как групповая дискуссионная психотерапия (примечани - в частности, те же "12 шагов"),
не дает возможности добиться глубоких изменений в духовной сфере пациента, без которых во многих случаях невозможен его полный отказ от употребления ПАВ. Должны произойти кардинальные сдвиги в мировоззренческих позициях больного, в характере его взаимодействия с партнерами по употреблению ПАВ и другими лицами, в представлениях о нормах поведения, которых он должен придерживаться."
Цитата:
если выбрать правильную тактику лечения, можно достигнуть стойкой ремиссии, это азы медицины.
Вот именно, что ПРАВИЛЬНУЮ. Группы "Анонимные Алкоголики" или "Анонимные Наркоманы" в России доказали свою слабую эффективность.
Об этом писали в своих анализирующих современную наркологическую ситуацию работах вышеупомянутые академик Дмитриева и профессор Игонин:
1. Т.Б.Дмитриева - д.м.н., профессор, академик РАМН, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, г. Москва:
"Существует вариант сочетания реабилитационных мероприятий с работой Общества анонимных алкоголиков и наркоманов (Миннесотская и некоторые другие модели работы с наркологическими больными). Следует, однако, отметить, что
движение анонимных алкоголиков и наркоманов внедряется в России с большим трудом. Вероятно, это связано с пока еще относительно небольшим числом истинно верующих людей в нашей стране. Кроме того,
нашему менталитету непривычны характерная для протестантских общин идеология двенадцатишаговой программы и длительные обсуждения с собратьями по вере своих духовных проблем. Более стабильно функционируют реабилитационные центры, создающиеся при традиционных для нашей страны религиозных организациях (в первую очередь при Русской Православной Церкви)."
Источник: журнал "Наркология", №3, 2006 год.
2. В совместной работе Андрея Леонидовича Игонина и Татьяны Борисовны Дмитриевой (журнал "Наркология", №1, 2006 г.) они более детально разбирают данную позицию:
"В нашей стране в 90-х годах XX века также начали усиленно создаваться ячейки общества АА и АН. Но, насколько мы знаем,
движение анонимных алкоголиков не получило в России значительного развития. Это можно объяснить, конечно, тем, что у нас мало истинно верующих людей. Но дело в большей степени, по-видимому, в ином.
Двенадцатишаговая программа не соответствует нашему российскому менталитету. Хотя в программе и говорится, что она подходит для человека, исповедующего любую религию (Бог такой, «как мы его понимаем»), идеология данного движения все же основывается на западной ветви христианства - протестантизме.
Поэтому деятельность ячеек общества АА и АН проникнута духом так называемой протестантской этики с ее рационализмом, индивидуализмом (несмотря на декларации о взаимопомощи), даже соперничеством, скептическим отношением к авторитетам, стремлением во всем полагаться на свои собственные силы, культом материальных ценностей и другими известными качествами. Наш человек более эмоционален, открыт, доверчив, альтруистичен. Кроме того, он больше ориентируется на авторитеты, нуждается в опеке, духовном наставничестве, ищет одобрения членов сообщества.
В России плохо приживаются даже внешние формы деятельности ячеек обществ АА и АН. Наши пациенты едва ли способны, подобно западным товарищам по несчастью, приученным к долгим собраниям протестантской общины, обсуждать тему их приближения к Богу по шесть часов в день, несколько раз в неделю. Как показывает опыт, большинство из вновь организованных ячеек обществ АА и АН быстро прекращает своё существование. Есть, конечно, отдельные примеры их длительного функционирования. В таких случаях лидер группы, как правило врач-психотерапевт, удерживает объединение пациентов от распада. Но при этом религиозная идеология двенадцатишаговой программы выхолащивается, а сообщества становятся устойчивыми терапевтическими группами – термин Б.М.Гузикова с соавторами. Безусловно, длительное поддержание функционирования таких групп само по себе является большим достижением психотерапевта.
Если речь ведется о сообществах пациентов на религиозной основе, то в большинстве случаев более успешной их деятельность оказывается в тех случаях, когда они созданы под эгидой традиционных для нашей страны религиозных организаций. Наиболее известны антинаркотические и антиалкогольные сообщества при Русской православной церкви. Они оказываются более жизнестойкими и стабильно функционирующими, чем ячейки общества анонимных алкоголиков и наркоманов. Примером такого рода является деятельность Душепопечительского центра в Москве, руководимого отцом Анатолием! (А.И.Берестовым)."
В связи с этим, товарищи лоббисты идеологии "12 шагов", царящей в группах "Анонимные Алкоголики / Анонимные Наркоманы", попытайтесь понять, что в России поддерживать трезвеннические практики зарубежного происхождения, доказавшие свою несостоятельность и малую эффективность в сравнении с опытом деятельности православных трезвеннических общин, никто из учёных федерального уровня не собирается, а уж тем более инициировать внедрение данной методы в Русскую Православную Церковь.
Смиритесь с этим и ищите себе другой плацдарм для развития своих лженаучных идей. Вон сколько сект по России расплодилось. В их структуру и внедряйтесь.
P.S. Прошу прощения у редакции "Русской Линии" за длинные сообщения. Тема обсуждения здесь чрезвычайно серьёзна, поэтому каждое мнение должно быть подкреплено ссылками на позицию авторитетных учёных или опытных священнослужителей, чтобы не быть голословным.