Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России

  • Николай Каклюгин     24.04.2009 08:49

    Цитата:
      Есть хронические заболевания, все они не излечимы, но если выбрать правильную тактику лечения, можно достигнуть стойкой ремиссии, это азы медицины. Все хронические заболевания имеют, как правило, духовный компонент и связаны с образом жизни. Алкоголизм и наркомания - хронические заболевания.  


    Давайте-ка не будем заниматься рассуждениями на наркологические вопросы, не имея на то ни медицинского, ни богословского образования, полученного в России, а предоставим слово авторитетным специалистам, в деталях разбирающихся в данном вопросе.

    1. Протоиерей Алексий Бабурин - председатель душепопечительского Центра им. преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны "Дом милосердия", по образованию врач-психиатр:

    "Сейчас господствует американская концепция: алкоголизм – болезнь. Это давно уже опровергнуто наукой. В 60-е годы эксперты заслушали доклад хорватского профессора, выдающегося психиатра Владимира Удолина, где он четко и ясно дал понять, что алкоголизм – не болезнь, а образ жизни, нарушения поведения. Это как нельзя больше соответствует православной концепции. Алкоголизм – это страсть."

    Источник: http://www.romashkovo.org/vifesda/materials/2008/03.html

    2. А вот вторая позиция, близкая к вышеописанной. На этот раз мысли священника Алексия Бабурина находят подтверждение в статье одних из наиболее уважаемых в психиатрическом и наркологическом мире специалистов - доктора медицинских наук (д.м.н.), профессора, академика Российской Академии медицинских наук, директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского Татьяны Борисовны Дмитриевой и д.м.н., профессора того же ведущего судебно-психиатрического учреждения страны, руководителя Отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма Андрея Леднидовича Игонина:

    "Прямая связь между той или иной формой поведения и конкретным биологическим субстратом отсутствует. Любое биологическое вмешательство в организм человека не позволяет нужным образом изменить поведение человека. Оно формируется при повторении одного и того же действия сотни и тысячи раз путем, как говорят в психологии, научения. Тем более это невозможно сделать, поскольку поведение наркологического больного представляет собой не просто комплекс определённых действий, а специфический образ жизни, основанный на сформировавшемся мировоззрении человека."

    Вышеозначенный фрагмент взят из статьи академика Т.Б.Дмитриевой и прфессора А.Л.Игонина, опубликованной в журнале "Наркологи", №1, 2006 год, под названием "Современные возможности медицины в лечении лиц, страдающих наркологическими заболеваниями".

    3.

    Цитата:
      Алкоголизм и наркомания - хронические заболевания.  


    В 3-м номере журнала "Наркология" за тот же, 2006 год, директор Центра им.Сербского, член Международного комитета по контролю за наркотиками (МККН) при ООН, Татьяна Борисовна Дмитриева, в статье "Актуальные проблемы помощи наркологическим больным в России на этапе социальной стабилизации в стране" развивает высказанную ранее мысль следующим образом:

    "Как известно, не существует прямой, жесткой связи какого-либо биологического субстрата с той или иной конкретной формой поведения, проявляющейся, в частности, в злоупотреблении ПАВ. Определенные изменения обмена биологически активных веществ, локализованные в первую очередь в головном мозге, создают лишь предпосылки для совершения действий, направленных на прием ПАВ.

    Основное же значение при этом имеют установка больного на продолжение употребления ПАВ либо воздержание от него, а также глубина и стойкость данной позиции. В свою очередь, характер этой установки зависит от мировоззрения пациента, его ценностной ориентации, отношения к принятым в обществе нормам поведения, психологической устойчивости и других личностных особенностей. Не менее важное значение имеют социальные характеристики больного, касающиеся его отношения к семье, опыта трудовой деятельности, наличия интересов и увлечений...

    Но даже такой сложный и трудоемкий метод, как групповая дискуссионная психотерапия (примечани - в частности, те же "12 шагов"), не дает возможности добиться глубоких изменений в духовной сфере пациента, без которых во многих случаях невозможен его полный отказ от употребления ПАВ. Должны произойти кардинальные сдвиги в мировоззренческих позициях больного, в характере его взаимодействия с партнерами по употреблению ПАВ и другими лицами, в представлениях о нормах поведения, которых он должен придерживаться."

    Цитата:
      если выбрать правильную тактику лечения, можно достигнуть стойкой ремиссии, это азы медицины.  


    Вот именно, что ПРАВИЛЬНУЮ. Группы "Анонимные Алкоголики" или "Анонимные Наркоманы" в России доказали свою слабую эффективность.

    Об этом писали в своих анализирующих современную наркологическую ситуацию работах вышеупомянутые академик Дмитриева и профессор Игонин:

    1. Т.Б.Дмитриева - д.м.н., профессор, академик РАМН, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, г. Москва:

    "Существует вариант сочетания реабилитационных мероприятий с работой Общества анонимных алкоголиков и наркоманов (Миннесотская и некоторые другие модели работы с наркологическими больными). Следует, однако, отметить, что движение анонимных алкоголиков и наркоманов внедряется в России с большим трудом. Вероятно, это связано с пока еще относительно небольшим числом истинно верующих людей в нашей стране. Кроме того, нашему менталитету непривычны характерная для протестантских общин идеология двенадцатишаговой программы и длительные обсуждения с собратьями по вере своих духовных проблем. Более стабильно функционируют реабилитационные центры, создающиеся при традиционных для нашей страны религиозных организациях (в первую очередь при Русской Православной Церкви)."

    Источник: журнал "Наркология", №3, 2006 год.

    2. В совместной работе Андрея Леонидовича Игонина и Татьяны Борисовны Дмитриевой (журнал "Наркология", №1, 2006 г.) они более детально разбирают данную позицию:

    "В нашей стране в 90-х годах XX века также начали усиленно создаваться ячейки общества АА и АН. Но, насколько мы знаем, движение анонимных алкоголиков не получило в России значительного развития. Это можно объяснить, конечно, тем, что у нас мало истинно верующих людей. Но дело в большей степени, по-видимому, в ином.

    Двенадцатишаговая программа не соответствует нашему российскому менталитету. Хотя в программе и говорится, что она подходит для человека, исповедующего любую религию (Бог такой, «как мы его понимаем»), идеология данного движения все же основывается на западной ветви христианства - протестантизме.

    Поэтому деятельность ячеек общества АА и АН проникнута духом так называемой протестантской этики с ее рационализмом, индивидуализмом (несмотря на декларации о взаимопомощи), даже соперничеством, скептическим отношением к авторитетам, стремлением во всем полагаться на свои собственные силы, культом материальных ценностей и другими известными качествами. Наш человек более эмоционален, открыт, доверчив, альтруистичен. Кроме того, он больше ориентируется на авторитеты, нуждается в опеке, духовном наставничестве, ищет одобрения членов сообщества.

    В России плохо приживаются даже внешние формы деятельности ячеек обществ АА и АН. Наши пациенты едва ли способны, подобно западным товарищам по несчастью, приученным к долгим собраниям протестантской общины, обсуждать тему их приближения к Богу по шесть часов в день, несколько раз в неделю. Как показывает опыт, большинство из вновь организованных ячеек обществ АА и АН быстро прекращает своё существование. Есть, конечно, отдельные примеры их длительного функционирования. В таких случаях лидер группы, как правило врач-психотерапевт, удерживает объединение пациентов от распада. Но при этом религиозная идеология двенадцатишаговой программы выхолащивается, а сообщества становятся устойчивыми терапевтическими группами – термин Б.М.Гузикова с соавторами. Безусловно, длительное поддержание функционирования таких групп само по себе является большим достижением психотерапевта.

    Если речь ведется о сообществах пациентов на религиозной основе, то в большинстве случаев более успешной их деятельность оказывается в тех случаях, когда они созданы под эгидой традиционных для нашей страны религиозных организаций. Наиболее известны антинаркотические и антиалкогольные сообщества при Русской православной церкви. Они оказываются более жизнестойкими и стабильно функционирующими, чем ячейки общества анонимных алкоголиков и наркоманов. Примером такого рода является деятельность Душепопечительского центра в Москве, руководимого отцом Анатолием! (А.И.Берестовым)."

    В связи с этим, товарищи лоббисты идеологии "12 шагов", царящей в группах "Анонимные Алкоголики / Анонимные Наркоманы", попытайтесь понять, что в России поддерживать трезвеннические практики зарубежного происхождения, доказавшие свою несостоятельность и малую эффективность в сравнении с опытом деятельности православных трезвеннических общин, никто из учёных федерального уровня не собирается, а уж тем более инициировать внедрение данной методы в Русскую Православную Церковь.

    Смиритесь с этим и ищите себе другой плацдарм для развития своих лженаучных идей. Вон сколько сект по России расплодилось. В их структуру и внедряйтесь.

    P.S. Прошу прощения у редакции "Русской Линии" за длинные сообщения. Тема обсуждения здесь чрезвычайно серьёзна, поэтому каждое мнение должно быть подкреплено ссылками на позицию авторитетных учёных или опытных священнослужителей, чтобы не быть голословным.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика