История, повторившаяся в виде фарса
- Рогозянский
12.06.2007 11:00
Это из семинарской мудрости: "служба кончилась - вон из церкви". Много подобных правил: "бегай епископа и спасешься", "лучше быть под клобуком, чем под каблуком". От уныния это. Я думаю так, если бы наше представление о сути христианской жизни было традиционным и твердым, а не аморфным, мирским, нам не нужно было специально придумывать поводы для общения и занятий вместе. Православные естественным образом тянулись бы, искали восполнения и поддержки друг в друге, создавали устойчивые связи, причем не обязательно на церковной территории, при храме, а и во внеприходской жизни. Примеров тут масса - то же объединение семей с педагогическими целями, о котором мне уже приходилось писать ранее. Пока можно видеть, что отдельные, обособленные православные семьи катастрофически не справляются с задачей собственного воспроизводства. Они вынуждены идти на поклон к мирской системе и ее методам, растворяться в экономических отношениях, в школе и подросших детей терять где-то на рубеже 10-11 лет. Печальная аксиома последних 15 лет: обособленная православная семья своих настоящих задач не решает и не выживает! Понимаете: дом рушится, детей собственных теряем и, несмотря ни на что, по-прежнему продолжаем "ушами хлопать" и в голову ничего не берем! Какие уж тут сложные вопросы: политикой заниматься, государство обустраивать, монархию возрождать и т. д.?.. Но как только возникаетхотя бы 3-4 православных семьи, которые сознают свою общность и невозможность сохраниться и сохранить своих детей иначе, как совместно, все сильно меняется. Друг для друга они составляют референтную среду, трудности общения детей со своими родителями восполняются общением с другими папами-мамами. Сообща 3-4 семьи способны уже содержать педагога, который обеспечит прохождение детьми экстерната и освободит семью от школьной удавки. Плохо ли? Теперь как это касается нашего вопроса: не о специальных дружинах, но шире - о консолидации мужской части приходов как таковой. Допустим, что в упомянутом объединении из 3-4 семей, конечно же, многодетных, подросло младшее поколение. Времени ведь для этого было достаточно! Посмотрим, если с начала 1990-х у православных папы и мамы начали рождаться дети, то к настоящему времени старшие из них - это уже 14-16 летние юноши. Так вот, они подросли - и, представьте себе, не ушли в никуда, в пустоту, а тесно сообщаются, заняты совместной деятельностью, что-то придумывают, предпринимают и т. д. Их вместе с отцами уже будет целая рать: с 4-х семей - 12-16 мужиков. А если с десяти? С десяти это уже 30-40 голов. Реально 10 семей для прихода? Реально. Смотрим далее. Вот, эти 30-40 витязей прекрасных, которые постоянно держатся вместе, встречаются с каким-нибудь хулиганством, с попытками обворовать храм и т. д. Они что, будут разве стоять и смотреть молча? Нет, наверняка скажут свое веское слово. И друг за друга встанут, если понадобится, потому что это ж на нашего Федю или Петю "наехали", тут не какая-то отвлеченная идея дружины, монархизма и охраны правопорядка. Так получается, что всё, в том числе и политическое действие, для православных возможно. Но путь надо проходить сначала, а не с конца или в произвольном порядке. Сперва связи и скрепы попроще: отстаивание интересов семьи, детей, работа, накапливание опыта повседневных совместных занятий, фактическое сближение душ, образование прочного церковного, братского круга, а уже потом создание структур, организаций, принятие манифестов и все остальное.
|