Кто получит "Крест Ивана Мазепы" первым?
- Игнат
06.04.2009 08:15
Вот что пишет Ю.Г. Милославский:
Существуют тома биографии и писаний Блаженнейшаго Антония Храповицкого, Митрополита бывш. Харьковского, бывш. Киевского и Галицкого, первого возглавителя (впрочем, более номинального) Русской Зарубежной Церкви, были изданы приснопамятным Владыкой Никоном около 40 лет назад в США .
Что же касается снятия анафемы с Мазепы Свят. Тихоном, Исповедником, то, насколько известно, никаких документов на этот счет не сохранилось. Нет и телеграммы, но которую ссылается Вл. Никон. Не существует, наконец, и такого соборного постановления в Русской Церкви. Покойный Владыка Никон в данном случае ссылается на слова самого митр. Антония (или на кого-то из его тогдашнего окружения). Но, - и это самое, в данном случае, важное, - для служения панихиды соборного снятия анафемы могло и не потребоваться. Таковое служение могло быть, в сущности, благословлено Патриархом по икономии, как действие одноразовое (скажем, как частная треба). В этом смысле Свят. Тихона могли убедить, умолить и проч. Но мы не знаем, что в точности произошло. Данные, приводимые Вл. Никоном, следует сопоставить с мемуарами, записками очевидцев, газетными публикациями того времени. В киевских газетах подобное событие должно было найти какое-то отражение.
И еще общеизвестное. Анафема может быть снята, как, напр., это произошло с таковой, наложенной на старые (дониконовские) обряды. Строго говоря, И.С. Мазепа действительно был анафематствован за политическое преступление (государственная измена). Как мы все помним, этот лукавый поляк, был человеком способным (в том числе, - способным на все). Петр I числил его среди доверенных лиц. Императору был по нраву и "европеизм" гетмана, его, т.с., "прогрессизм" свобода от "ретроградного" духа, - в противовес духу "старомосковскому", который Петр Алексеич ненавидел. Но в результате, когда Петр сообразил, что был одурачен "европейцем", он вполне по старинке предпочел отлучить предателя от Церкви.
|