Два взгляда на творчество Гоголя
- Орос
04.04.2009 17:36
"Неприглядные черты русского дворянства и проч. появились вопреки Православию, в уклонении от жизни во Христе". Согласен, но не думаю, что гонор и своеволие польской шляхты были прямым следствием проповеди ксендзов или воспитания, полученного в иезуитских коллегиумах. Артур ниже писал о буржуазном самодовольстве, а что, мало его было в глубоко религиозном русском купечестве, которое и довольно-то было собой весьма оттого, что неукоснительно соблюдало все православные обряды? Религиозное самодовольство - вообще черта не специфически буржуазная, а фарисейская, и христианин любого вероисповедания от него не застрахован, и тем больше он рискует в него впасть, чем, как ему кажется, полнее и точнее соблюдает он всё, что требуют от него правила.
"Католичество как явление по сути стало обновленным язычеством под вывеской христианства". Можно ли называть язычниками тех, кто верует в Св. Троицу и Единую, Святую, Соборную, Апостольскую Церковь? Или Вы полагаете, что католики ни во что это не верят, а сознательно лгут? И я бы не стал полагаться на мнения искусствоведов, даже православных. Аскетов, причем весьма суровых, в католицизме всегда хватало. Кому, по-Вашему, они молились и молятся в своих кельях - Аполлону и Астарте? А критика мирских тенденций в церковном искусстве и жизни верующих была и в самом католичестве, вспомнить хотя бы янсенистов. Есть и критики "оперого пения" в церкви, считающие вершиной благочестивой церковной музыки григорианский хорал XI в. В общем, не все так однозначно.
"Западники Нарышкины и изрубившие их в капусту с вопросом "почто возлюбили веру латинскую" стрельцы - где тут национальные характеры, где Православие, где католическое влияние?" Думаю, там было больше не Православия (скорее, там вовсе не было Православия), а языческого варварства и фетишизма. Ведь Нарышкины, хоть и западники, но были все же православными.
|