Проповедано ли на Руси христианство?

  • Юрий Запятин.     23.05.2007 12:28

    Согласен с Максимом Антиповым: очень сложно понять, что же хотел сказать автор. Раз статья публикуется для широкого круга читателей, а не для научного богословского журнала, то и писать лучше попроще. Ведь читателя нужно уважать…(В этом тоже проявляется любовь к ближнему). К тому же, автор пишет: «Сила России - в неразумности и нелогичности». Но ведь известно: если Бог хочет наказать человека, Он лишает его разума. Более того, «нус» (ум), по словам свт. Игнатия Брянчанинова, поврежден в человеке в меньшей степени, чем чувства.
    И потом если Христоцентричность в Православии не нужна, то почему об этом так много писали Иоанн Кронштадский, свт. Феофан Затворник и др.?
    Обратимся к трудам свт. Феофана Затворника:
    «Существо Христианства состоит в восстановлении падшего человека. Человек в творении назначен быть в общении с Богом, чтобы жить в Нем и блаженствовать. Преступлением заповеди он отпал от Бога, - потерял истинную жизнь – и должен был страдать и временно и вечно. Единородный Сын Божий, приняв на Себя человеческое естество, оживотворил его в Себе, смертию удовлетворил правде Божией – и возвратил человеку блаженство в Боге. Для того, чтобы людям можно было усвоить эти блага во все времена, Он учредил на земле св. Церковь. Всякий теперь желающий…вкусить блаженства от общения с Богом, - может сподобиться сего не иначе, как через общение с Господом Иисусом Христом во св. Церкви…».
    «Путь восхождения к общению с Господом состоит в следующем. Приходя в раскаяние в своих грехах, человек готов бы пасть в отчаяние, если бы не предстоял ему Господь с заслугами… Усвой же себе их верою в Господа Иисуса Христа… с намерением работать для Господа все дни жизни своей и за то чрез таинства соединяется с Господом. Вот что от всякого христианина требуется:
    а) Знай и познавай свою бедность и окаянство, - что ты нищ и слеп и наг, и погибал бы временно и вечно, если бы не Господь.
    б) Знай и возрастай в познании Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир грешников спасти. – Он удовлетворил правде Божией за тебя, оживотворил тебя в Себе и посадил тебя одесную Отца – на небесах.
    в) Веруй полною верою, что Господь, спасший мир весь, и тебя спасает, - и взывай к Нему с Фомою: Господь мой и Бог мой.
    г) Вследствие сего уповай – спасенным быть. Содержи в сердце, что опасность уже миновала; но не предавайся беспечности и неге, а ходи в делах самоотвержения, забвение которого тебя ввергало в беду столько раз.
    д) Возгревай чувство мира с Богом. – Созерцай в духе светлое благоволительное к тебе лицо Божие; но не послабляй не только страстям, но и помыслам страстным, и всякий раз, как они прорвутся против воли твоей, спеши очищать себя слезами покаяния, или и всегда пребывай в слезах покаяния, омывая ими всякую нечистоту.
    е) Носи в сердце убеждение, что ты сын Богу, которому дана власть – взывать к Нему: «Авва Отче»; - и, помня сие, действуй как бы от лица Божия, в видах Божиих, для Бога, - всегда во славу всесвятого имени Его».
    «…отвергни себя и непрестанно приноси себя в жертву Богу; отдай Ему ум свой – и восприими ум Христов, отдай волю свою – и ходи только в воле Его; отдай сердце свое – и ничего не люби, кроме Него; отдай Ему тело свое в трудах и озлоблениях телесных – спасения ради… Трезвися и бодрствуй… и чувства свои храни нерассеянными…». Святитель учил: «…Не своди очей своих с Господа, спасшего тебя, - и сильною верою впивай в себя Его спасительную силу…». «Чувство своей бедности, окаянства… одно – безотрадно, и, пожалуй, может ввести в отчаяние, окончательно пагубный грех. Потому, не отказываясь от него, надо растворять его познанием и чувством богатства Христова... Потому нам надо посматривать не только на себя, как мы ничтожны, но и на Господа, как Он богат и благ… Сочетание сердца с Господом верою есть внутреннее благодатное действие, коим на наше ничтожество и бедность переносится вся полнота Христова и усвояется нам… Вера зрит Господа единственным источником своего облаженствования, исчезает в Нем сердцем, объемлет Его любовию, живет Им одним и для Него одного… Вот кратко, - как сочетается сердце с Господом!.. Сначала восчувствует оно свою бедность… Потом восчувствует богатство Христово; наконец – силою веры перенесет на себя сие последнее, говоря в себе: «Всё, что соделал Господь для всех, Он дарует по благости Своей и мне и меня спасает…» (Свт. Феофан Затворник «Внутренняя жизнь», стр. 64-76).

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика