Эсхатологические моменты в пророчествах прп. Серафима Саровского в контексте святоотеческого учения
- Виктор Шипилов
22.05.2007 03:11
Юрию Запятину У меня не получается дать Вам ответ - как только его напишу - все слетает. Два часа пишу - два часа все пропадает. К этому я уже привык, поэтому и прошу Вас подождать ответа до завтра. Прочтите это письмо, которое я написал своему батюшке год назад, а затем посылал в газету " Благовест". С Уважением. Виктор Сердце чувствует теплоту и сладость…» Делание молитвы Иисусовой - великое, трудное делание, к которому нельзя подходить без подготовки. Но и обойтись совсем без этой молитвы тому, кто всерьез хочет заработать в земной жизни спасение в Вечности, - тоже, по-видимому, нельзя. Святые Отцы оставили нам развернутое учение о прохождении умного делания, где расписали, казалось бы, все необходимое о том, как нам это делание проходить. Но меняются жизненные условия. Сам воздух, которым мы дышим, становится другим. Те подвижники, которые учили в своих книгах об умной молитве, не предполагали, конечно, что нам придется учиться творить эту молитву не в тишине монастырской келии, а среди рекламных испарений шумных мегаполисов. В домах-коробках, отравленных телевидением и сквернословием. Что тишина в условиях современного города - недостижимая роскошь, и никакие пластиковые окна тут не помогут… И все же интерес к Иисусовой молитве с каждым годом все возрастает. И так будет всегда, покуда будут люди, выбравшие для себя единственно спасительный и потому тесный путь. А такие люди будут до самой кончины мира.Это замечательное письмо своему духовному отцу православного человека, начавшего творить Иисусову молитву, - очень показательно. Это современный опыт, взятый не из достославного прошлого (описанного хотя бы Странником в известной книге про Иисусову молитву), но из наших дней. Тут все узнаваемо. Все - нам близко. .Его устремленность в небо, его желание жить вечностью уже сейчас, каждую минуту своей такой молодой духовной и такой уже настоящей жизни. Думаю, этот неожиданный опыт кому-то пригодится - но не как «урок», не как техническое «пособие» по прохождению умного делания (для этого есть статьи и книги более основательные!) - а как призыв каждый час своей жизни посвятить главному.Антон Жоголев Уважаемая редакция!С удовольствием читаю вашу газету - очень нравится. Но вот самого главного - о молитве Иисусовой - мало. А ведь это основа Православия. Что Господь просил у нас: «Сыне! даждь ми сердце свое». Сейчас настолько важно приучить себя молиться сей молитвой, что большего и не стоит добиваться. Все остальное придет с молитвой. Еще раз повторюсь - через молитву придет вера истинная, а вера истинная - когда сердцем начнешь все понимать, когда возгреется у тебя сердце от благодати Божией и начнешь хранить это тепло. Это не кровяное тепло - другое. Никто сейчас не учит сей молитве, а все о ней пишут как о спасительном луче, рекомендуют ею заниматься, но как это делать в наши дни, об этом молчат, потому что не знают. Лучших книг и статей, чем те, что написал Архимандрит Рафаил (Карелин), я не встречал. Это - старец. Кто молится Иисусовой молитвой - тому обязательно надо читать все, что им написано. У него есть официальный сайт, где есть все. Я с ним веду переписку и о большем и не мечтаю. Может, и глупо поступаю, но решил вам послать письмо, которое отписал своему духовному отцу. Смысл этого письма в том, что Господь любит нас всех и никогда не оставляет одних. Кто я - мирянин, грешник, который с 28 ноября 2000 года начал свой первый пост (этот день считаю днем моего воцерковления). По «Страннику» (книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» - ред.) начал проходить молитву - так и шел, только шел не один, а под руководством своего духовного отца, а конечную настройку произвел Архимандрит Рафаил (Карелин). Что дает сия молитва? Веру - но веру не внешнюю, а внутреннюю.Я столкнулся с тем, о чем предупреждали старцы – при прохождении молитвы - практически не на кого было опереться, хотя все описано, но литература одно, а старец - другое. И это был крик души, выраженный в письме к своему духовному отцу. Благодаря Архимандриту Рафаилу Карелину все встало на свои места. У нас идет постоянная переписка ( я делюсь с тем что со мной происходит, а батюшка корректирует ). Того материала, который собрался от переписки - достаточно чтобы предостеречь многих от тех подводных камней, которых не избежать при прохождении сей молитвы. Батюшка!Я вижу Ваше охлаждение к себе, понимаю, что со мной как духовным чадом Вам не повезло (в семье не без урода), но как бы то ни было - Вы мой духовный отец, и все, что со мной происходит, я должен доводить до Вас, что и делаю. Так как у меня с речью проблема (маленьким от недоедания был болен рахитом, ходить начал с семи месяцев, а говорить с восьми лет, но речь так и осталась неуклюжей), да и пишу плохо, но подумал, да и решил - напишу как есть, что давно накопилось, то, что давно меня давит, словами не смогу, а так попробую, вдруг да получится. В 2002 году летом Вы стали моим духовным отцом. С этого времени жизнь моя духовная потекла по Вашему благословению, помня, что «если человек не все говорит духовнику, то его дорога кривая и не ведет ко спасению, а кто все говорит, тот прямо пойдет в Царство Небесное». В начале 2004 года по своей воле начал проходить устами Иисусову молитву, но в сентябре пал, да так, что иконы дома поснимал и в храм два месяца не ходил. Не забывали меня и постоянно звонили Мария Ивановна, Анна Михайловна, Владимир Митрофанович, мощная поддержка была - она и вернула меня обратно. В этот период у меня была очень серьезная ломка - или в бизнес уходить, или же к Богу. Определился, что последнее мне дороже, о чем Вам и поведал, как только вернулся и у нас с Вами состоялся серьезный разговор. И в ближайшие дни меня свалила болезнь (грипп). Температура под 40. Лежу, состояние никудышное, почему-то беру четки и с закрытыми глазами устами начинаю произносить Иисусову молитву - пошла молитва, она пошла - и сразу тысяча. На второй день - две тысячи. Сразу звоню Вам и получаю благословение - по две тысячи ежедневно на ближайшую неделю. С этого момента под Вашим руководством мы начали прохождение молитвы. «Кто хочет непрестанно молиться, должен быть мужественным и мудрым и во всем спрашивать духовного отца. И если духовник сам не проходил опытом молитву, то все равно спроси, и за твое смирение Господь помилует тебя и сохранит от всякой неправды; а если ты подумаешь, что духовник неопытен, что он в суете, буду я сам руководиться по книгам, то ты на опасном пути и недалек от прелести».В январе Вы мне благословили прохождение молитвы самому, так как не знали, что делать, ибо сами опытно не проходили Иисусову молитву. С этого времени, руководствуясь строго Святыми Отцами и ни шагу в сторону, к маю 2005 года молитва пошла умная (тема эта отдельная и не это суть сейчас). С мая, по Вашему совету, пришел в храм к Вам в непосредственное послушание.Продолжая молиться, я каждый шаг согласовывал с Вами. «От любви Божией отрывают подвижника протесты рассудка, его же собственного рассудка, не могущего вместить или принять закон Христов, который ему, рассудку, представляется безумием. В минуты богооставленности протесты эти могут приобретать чрезвычайную силу».Пошли и у меня протесты, да еще какие. Бог миловал и не отнимал молитвы. Я вставал в пять утра, брал собак и уходил в парк, а дорогой молился. Подошло время перевода часов, и Вы мне порекомендовали часы не переводить, что я и сделал, правда, подниматься пришлось уже в четыре утра. Представьте на миг это осеннее время - низко несущиеся тучи, сильный ветер (жуть, да и только). Рассудок противился полностью, но уму надо молиться, и я шел, - а какое значение для молитвы имеет уединенность, только опытно познаешь, где ничто тебя не отвлекает - лишь осиный рой помыслов, и являются они тогда, когда ты встаешь на молитву.«В форме помысла, то есть мысли, связанной с тем или иным образом, является энергия того или иного духа. Когда же кончается молитва, то обычно помыслы удаляются, оставляя нас в покое».Начинается борьба, нешуточная борьба. В этот момент мне нужна была поддержка, без нее я бы просто сломался. Господь явил благодатную помощь в виде очищенного неба (огромного круга) по ходу моего движения. Я смотрел на эти звезды и обливался слезами. Вот я, грешник, открыт в своих грехах пред Небом, и все смотрят на меня, и я каюсь пред Господом, и больно и горько за содеянное, и прошу молитв святых за меня… Одним словом, все и не передать. Было это пару-тройку раз, да мне уже более и не требовалось. «Соединение ума с сердцем испытывает всякий верующий, когда он внимательно, «от сердца», молится; еще в большей степени он познает его, когда приходит к нему умиление и сладостное чувство любви Божией. Плач умиления при молитве есть верный показатель того, что ум соединился с сердцем и что настоящая молитва нашла свое первое место, первую степень восхождения к Богу; вот почему он так ценится всеми подвижниками».Почему я начал писать письма? Да потому что понял (не сразу осознал, что признак покаянных слез есть вхождение ума в сердце): ум в сердце входить начал по утрам и оттуда молиться, хоть это не каждый день происходило, но происходить начало, и грудь у меня начала болеть, и эта боль никуда не делась и сегодня присутствует, почти что ежедневно, а бывает, так заболит - хоть на стенку лезь, сейчас пишу, а она болит. Мне нужна была помощь, совет, хоть что-то, только не пустота. Вместо этого в храме начало происходить что-то не так, пошла всевозрастающая волна агрессии в отношении меня, и я совсем растерялся, к этому не был готов.Ваше охлаждение к себе я почувствовал в это время. Я никуда не уходил и не собирался уходить из храма, но мне жутко больно было от Вашего отношения ко мне, больно было от того, как Вы стали последнее время со мной общаться. Я сорвался, но никто мне не звонил, никто обо мне не вспомнил, мой духовный отец обо мне полностью забыл. Я ждал, что Вы хотя бы поинтересуетесь, что со мной происходит, а в ответ - тишина. Трудно жить без духовного отца.«Всегда надо помнить, что духовник совершает служение свое в Духе Святом, и потому должно благоговеть пред ним. Верьте, братья, что если кому случится умирать при духовнике и скажет умирающий духовнику: «Отче святый, благослови меня видеть Господа в Царстве Небесном». И скажет духовник: «Иди, чадо, и зри Господа»; то будет ему по благословению духовника, потому что Дух Святой и на Небе, и на земле тот же».«В условиях современного мира молитва требует сверхчеловеческого мужества, так как ей противится совокупность космических энергий. Устоять в нерассеянной молитве означает победу на всех уровнях натурального существования. Путь сей долог и тернист, но приходит момент, когда луч Божественного Света прорежет густой мрак и создаст пред нами прорыв, сквозь который мы увидим Источник этого Света. Тогда молитва Иисусова принимает измерения космические и метакосмические».Прошло два месяца. В пятницу, перед Прощеным воскресеньем, я сам к Вам пришел. Была натянутость в нашей встрече, и когда Вы определили, что я в прелести (не видясь со мной два месяца), то Вы меня этим добили. Послушание я выполнил. Слезы душили меня всю неделю, так как молитва фактически Вами была остановлена. В субботу первой постовой недели, в обед, сердце стало просить молитву, да так сильно, что места себе не находил, и решаюсь на мытареву молитву. Такое творилось в сердце, что и не объяснить словами. С этого времени я молюсь так: встаю в 4 утра, одеваюсь и ухожу в парк, устами творя Иисусову молитву. Домой прихожу где-то в 6.45 утра. Затем в течение дня произносится умом «Боже, милостив буди мне грешному» и «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Мне изготовили скамеечку по размерам, указанным исихастами Святой Горы Афон, на которой в туалете первого этажа, где полная темнота и тишина, по мере возможности молюсь, стремясь к чистой молитве без помыслов. Вообще, весь день - это молитва, стремление к чистой молитве без помыслов. Самое главное - с Рождества Христова в сердце ощущается Божественный тихий огонь, сердце чувствует теплоту и сладость присутствия Святого Духа, а это - словами Святых Отцов - как малое зерно. Напротив, отсутствие благодати узнается по равнодушию и холодности сердца, что и проверено опытно. Я все это пишу не для красного словца, а делюсь со своим Духовным Отцом, чтобы он, будучи на Святой Горе Афон, мог прояснить те или иные вопросы в отношении меня. «Отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слезы, потому что слезы - это плод». Те слезы, которые пришли в начале Великого поста от обиды на Вас, постепенно перешли в покаянные. Первый раз от души наревелся на шестой неделе Великого поста 2005 года, а потом время от времени начали приходить они после переведения часов в начале ноября, а с началом Великого поста идут ежеутренне. После того как утешишься слезами, голова раскалывается, тело болит, и нужно ложиться, необходимо поспать, чтобы восстановиться. Но потом слезы становятся чаще и обильнее, и начинаешь осознавать, что в парк, вставая рано, какая бы ни была погода, ты стремишься за слезным утешением, за тем покаянием и тем состоянием, какое присутствует в тебе в этот момент. Чудно это.Ум настолько привык к молитве, что, где бы я ни находился, везде молюсь. Если еду в общественном транспорте - молюсь, иду - молюсь, говорю с кем-то, когда заканчиваю свою речь - слушая собеседника - молюсь, если приходится смотреть телевизор (хотя рассматривать помыслы во время молитвы есть прелюбодейство) - молюсь. А вот что со мной было недавно, когда я ходил в фирму на собеседование по поводу работы. Встретила меня женщина, провела в офис, начала мне рассказывать про бизнес (это китайский чай, все помещение увешано рекламными плакатами) и не умолкает, я пытаюсь остановить ее или перехватить инициативу - безполезно. И смотрит на меня неотрывно. Молюсь умом, ибо понял - идет обработка сознания, и очень мощная. Молитва еле идет, чувствую - начинаю плыть, держусь за молитву, как за соломинку утопающий. Тела не чувствую, только молитва и ее слова, как гвозди, вгоняемые в крышку моего гроба. Испугался, не на шутку испугался. И вот наступает переломный момент: вижу - ничего она со мной сделать не может, и она это поняла, и пошел теперь я в наступление. Рассказал ей о том, что живу на Руси, которая является Святой, по вере наших предков, что не чай здоровье восстанавливает, а верою во Отца, Сына и Святого Духа жив человек и по вере его и тело освящается, и душа торжествует. Как же она на глазах изменилась, сразу опала (обмякла как-то), так и ушел от нее, растерянной. Цель делателя Иисусовой молитвы - «достигнуть непрерывного умно-сердечного внимания. И когда после многих лет такого подвига, труднейшего всех других подвигов, чувство сердца утончится, а ум, от многого плача, получит силу отталкиваться от всякого приражения страстных помыслов, тогда молитвенное состояние становится непрестанным, и чувство Бога, присутствующего и действующего, - великой силы и ясности».Я ждал окончания Поста, оттягивал момент - но ничего не сделаешь, мне надо кормить семью, поэтому буду устраиваться на работу, хотя здесь очень серьезная опасность меня поджидает. Скажу честно - происходит какая-то перестройка внутри меня, я боюсь этот мир, боюсь туда идти, былого горения уже нет, речь моя все хуже и хуже. Раньше я мог уболтать любого - слова сами сыпались как из рога изобилия, а сейчас на собеседованиях два слова связать не могу. Смешно и в то же время печально. Понимаю, что начинаю закрываться в самом себе, и мне так комфортно, я дома, и выходить наружу не очень хочется. Осознаю, что (пишу не вымысел, не для того, чтобы расчувствовать, а то, что есть) все происходящее вокруг меня - неспроста, да и встреча не идет с отцом Николаем, а после прочтенной книги у меня и вопросов-то больше нет. Да и отец Николай с 26 апреля на три недели в отпуске (уехал в Бари), хотя по его возвращении я обязательно встречусь с ним, так как на мне благословение и Ваше, и Владыки. «А кто предался воле Божией, тот только и занят Богом. Благодать Божия помогает ему всегда пребывать в молитве. Он хотя и работает, и разговаривает, но душа его занята Богом, потому что она предалась воле Божией, и за это Господь взял ее в Свое попечение». Гоню эту мысль от себя, чтобы в прелесть не впасть, а Воли Божией не разумею, да и дерзать боюсь. Начал на страничке делать подборку о том, что со мной происходило, а потом одумался и удалил, повеяло тщеславием, и не забываю: «Смиряхся, и спасешься». Это письмо я начал писать на Пасху, во второй половине дня, а заканчиваю в субботу, то есть писалось оно всю Пасхальную неделю.В шестую неделю Великого поста 2005 года, когда я умом произносил Иисусову молитву, то вдруг - я и не понял, как это произошло, - все тело стало как бы едиными устами, произносящими молитву, и ум находился в центре, а вокруг свора помыслов, отталкивая друг друга, спешила донести свое что-то очень важное, а я отдыхал, необезпокоенный этими помыслами, наблюдая за их суетой. Продолжалось это минут пятнадцать. Сладость, что и не описать, стоит отвлечься - ум на выход, - сразу боль, но теперь я знаю, что делать. Молиться надо стараться только в темноте и без посторонних звуков, что интересно - дыхание почти прекращается, - пока хватает сил не выплескивать на один час, но на все воля Господа. Все так подробно я указал Вам, надеясь, что это письмо будет Вами взято на Афон к исихастам, где сможете по мне определиться. Решайте сами, ибо Вы мой духовный отец. На все недостающие вопросы я нашел ответы в книге отца Софрония (Сахарова) «Старец Силуан Афонский», бывшего келейника, а позднее Архимандрита (все цитаты взяты из этой книги - ред.).Простите мя многогрешного и, если можно, помолитесь!Виктор Шипилов
|