Эсхатологические моменты в пророчествах прп. Серафима Саровского в контексте святоотеческого учения

  • Юрий Запятин.     21.05.2007 22:00

    Виктору Шипилову.
    Спасибо за ответ. Полностью с Вами согласен. Творение Иисусовой молитвы, по словам Св. Отцов, это искусство из искусств. К тому же дело это сугубо индивидуальное: нельзя всех мерить одним аршином. Слава Богу, что у Вас есть такой опытный духовник, и Вы идете этим узким путем… Меня же, например, один старец не благословил «заниматься» этой молитвенной практикой, т.к. нет духовного руководителя. А тот же, условно скажем, православный бизнесмен, которого я приводил в пример, рассказывал, что когда его знакомые начинали заниматься сей молитвой, у них в жизни начинались большие проблемы… Так что не всё так просто. К каждому случаю нужно подходить строго индивидуально…
    И в правду: "Ныне почти нет истинного благочестия, ныне — одно лицемерство". Однако хотелось бы сказать немного о другом (не имею в виду Вас). А именно о том, что написал игумен Петр(Мещеринов) в майском «Церковном вестнике»: «Православная Церковь содержит высокое учение о таинстве брака, «семья — малая Церковь», утверждаем мы. НО СВЯТООТЕЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПОЧТИ НЕ ГОВОРИТ ОБ ЭТОМ…
    ТРАДИЦИОННОЕ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ СОДЕРЖИТ ИДЕАЛ АСКЕТИЧЕСКИЙ, МОНАШЕСКИЙ, НО НИКАК НЕ СЕМЕЙНЫЙ. «Или обладая всецело Христом, человек нерадит о жене, или, дав в себе место любви к праху, забывает о Христе» (святитель Григорий Богослов). «Брак есть смертная и рабская одежда» (святитель Иоанн Златоуст).
    Лишь единичные святоотеческие тексты указывают на положительное значение семьи (лучший и известнейший пример — анафора св. Василия Великого). В лучшем случае святые отцы принимают семью как данность, но общепринятой оценкой у них является меньшая важность семьи сравнительно с индивидуальным аскетическим деланием.
    Итак, налицо коллизия двух богословий: «семья — домашняя Церковь» и «семья — преходящая ценность».
    В настоящее время тезис о том, что Церковь заботится о семье, должен быть богословски подтвержден, и, по-видимому, нам следует ревизовать всю систему назидания…

    Существует проблема своеобразного манихейства в церковной жизни. Не получает практического воплощения богословская мысль о том, что сама СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ И ЕСТЬ ПУСТЬ СПАСЕНИЯ. Популярна идея о том, что в семье спастись трудно или невозможно. В сознании многих верующих аскетика стала прокрустовым ложем для семейной жизни.
    В 1935 году протопресвитер Георгий Шавельский писал о церковном мировоззрении дореволюционной России: «Церковь, не откликавшаяся на все нужды и явления действительной жизни, в значительной степени оторвалась от общества.... Не оказывая, вследствие этого, всего благотворного влияния на жизнь государственную, общественную и частную, Церковь теряла значительную долю авторитета, уважения и влияния. Односторонняя, сводившаяся к проповеди аскетизма и отречения от мира церковная идеология для одних была неприемлема, для других — непосильна». Эти слова актуальны и сейчас.

    У Церкви нет примеров брака, способных лечь в основу просвещения современных семей. Нет канонизированных христиан, жизнь которых была бы примером не жизни в браке «как брат и сестра» и не совместного ухода в монастырь, а именно духовного возрастания в семье как в малой Церкви…»
    То есть истинное благочестие нужно научиться сочетать с семейной жизнью, тем более, если брак освящен Церковью.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика