Куда пойдет Россия?
- Владимир Гуляев
27.03.2009 07:14
В таком случае, очень рад, что по данному пункту наши позиции совпадают. Надеюсь, со временем они сойдутся и в отношении книги Тайнова: я уверен, что язычества там нет ни грана, а вот Православие привлечено отнюдь не формально, "для бренда", но - содержательно, сущностно.
Скажем, в важном богословско-философском споре XIX века святителей Игнатия Кавказского и Феофана Затворника об ангельской (духовной) природе Тайнов не только решительно становится на сторону последнего - но и, что весьма ценно, обосновывает (глава 4) свою критику "ультраматериализма" принципиально важной теоремой No Go. В то же время показывая, что "ровно противоположная" позиция (спиритуализм) Лосского - также неверна. Правильное разграничение нетварных благодатных энергий - тварных духов (ангелов, интеллигенций) - материи (вещества, энергии): разве всё это не имеет прямого отношения и к Православию, и к (мета)физике? В 5-й главе вводится Абсолютная Вечность как характеристика состояния Абсолютного Бытия Бога и тварная вечность как вне-временнОе, надвременнОе состояние тварных духовных субстанций, наблюдающих "из вечности" за каждой микрочастицей, пребывающей во времени. Эти теоретические конструкты, с одной стороны, позволяют в 6-й главе элегантно переформулировать во введенных автором темпоральных представлениях фейнмановскую формулировку квантовой механики, с другой же - вполне укорененены в традициях догматического богословия, терминологии эпохи Вселенских Соборов. (К сожалению, нет под рукой книги арх. Киприана (Керна) "Антропология Св. Григория Паламы", чтобы привести точную цитату.)
|