Еретик тот, кто считает католиков еретиками
- Дмитрий Б.
17.05.2007 20:13
"Еретик тот, кто так утверждает. Почему? Да потому что он идет против позиции прославленного святого - митрополита Филарета (Дроздова), который был авторитетнейшим богословом 19 века. Его авторитет незыблем. В Московской Академии до революции проходили Филаретовские вечера каждый год, пока это советская власть не прекратила. И он говорил, что "ни одну церковь, исповедующую Христа, яко Бога и человека я не дерзну назвать ложной".
Во-первых, святитель Филарет говорил: "Никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной". К чему такое неточное цитирование? На фоне действительной цитаты из труда Святителя слова архимандрита Августина, что "еретики: иеговисты или мормоны", выглядели бы совсем не убедительными, потому что эти секты тоже верят в Иисуса Христа, и стало бы ясным, что цитата вырвана из контекста и не может передать мысль Святителя.
Вот, что пишет по поводу книги св.Филарета, откуда неточно взята цитата, архимандрит Рафаил Карелин:
"Книга митрополита (тогда - архимандрита) св. Филарета "Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской Церкви" построена по образцу сократических диалогов, где отсутствует доктринальный тон и доказательства носят характер не императива, а убеждения и самораскрытия истины. Надо обратить внимание, что Филарет, одно время преподававший логику, прибегает к тонкому диалектическому приему.
Он говорит: "Никакую Церковь я не дерзну назвать ложной", но из этого в правильном силлогизме нельзя заключить, что все эти церкви истинны. Здесь св. Филарет отказывается лично произвести над ними суд...
Далее, митр. Филарет говорит: "По законам церковным я предаю частную западную церковь всю суду Церкви Вселенской", т.е. высшей инстанции, приговор которой, в отличие от суда или мнения частного лица, не может быть отменен и отвергнут. А суд восточной Церкви давно известен: восточные патриархи определили католицизм как ересь и пагубное учение, что было неоднократно повторено и подтверждено на Константинопольских и других поместных соборах". (http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/challenge/11.html)
Во-вторых, даже если бы Святитель действительно думал так, как пытается это преподнести архимандрит Августин, то противоречил бы множеству святых. Святые Феодосий Печерский, Марк Ефесский, Афанасий Париос, Максим Грек, Паисий Величковский, Никодим Святогорец, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадтский, оптинские старцы, Иустин Попович утверждали, что католики еретики.
Отец архимандрит видимо забывает принцип "согласия отцов" в богословии нашей Православной Церкви, когда для убедительности говорит о незыблемом авторитете.
Преподобный Викентий Лиринский писал: "Но должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.
А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека".
И святитель Филарет в действительности находился в согласии со святыми отцами, изрекая: "Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину".
|