Большое спасибо Дорогой редакции и А.Л. Игонину за эту впервые на РЛ спокойную статью об АА.
Однако хочу внести автору статьи некоторые уточнения и замечания.
Но сначала пару слов о себе. Я регулярно хожу в церковь, являюсь прихожанином церкви Успения Богородицы, молюсь дома и на литургиях, исповедуюсь и причащаюсь. По милости Божией трезв скоро как три года.
Ссылки на литературу, из которых самая новая датирована 2005 г., а остальные датированы еще более ранними годами, а с тех пор прошло немало времени - не блестяще.
Цитата:
Текст шагов носит характер сугубо религиозного документа и содержит апелляции к Богу.
Это весьма сильное преувеличение. Это, скорее всего, следует отнести к психотерапевтии, в которой осознается, что самому алкоголику не обойтись без помощи Бога, он сам не в состоянии обрести целостность, получить исцеление.
Цитата:
Шаги сформулированы таким образом, что могут трактоваться, как и любой религиозный текст, многозначно, с разных позиций.
Непонятная сентенция, по автору получается "как захочется так и посмотрится"?
Цитата:
Поэтому попытка изложить смысл шагов является непростой задачей.
Использованная А.Л. Игониным литература в этом смысле весьма ограничена, есть и другой взгляд на это.
Цитата:
Поэтому он должен сохранять открытость, готовность выслушать чужое мнение о себе и потребность в дальнейшей работе над собой.
Это заблуждение. Члены АА никого не обсуждают, говорят только от себя и за себя, никогда не говорят "мы" - они делятся с другими собственным опытом достижения трезвой жизни.
Цитата:
Последний, двенадцатый шаг посвящен деятельности исцелившегося наркологического больного по привлечению в общество новых членов и опеке над ними.
Это неточно. Точная формулировка:
Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах.Цитата:
Каждый член общества «обращается к Богу так, как он его понимает».
Очень важный вопрос! Я был крещен в детстве, но вырос в атеистическом обществе и, по сути, был безбожником. В 12 шагах красной нитью прослеживается невозможность избавиться от порока без Его помощи, упования на Него, мольбы к нему, искреннего покаяния. И я пришел к Нему! Моя встреча с Христом состоялась и это самое замечательное, что произошло в моей жизни за последние несколько лет. По моим наблюдениям, в разных группах православных от 10 до 60% и он выше там, где группа работает при Храме - там и стены дышат благодатью, и к батюшке можно подойти за советом, и помолиться Христу, а не безликой и аморфной ВС. Очень и очень многие ищут истинного Бога Евангелия. В Москве есть группа, где читают молитву "Отче наш"; поначалу туда приходили люди и, услышав эту молитву, тут же вставали и уходили. Ныне же эта група популярна.
А это
«обращается к Богу так, как он его понимает» означает важный факт: прийти в нее может любой человек, независимо от того, верит ли он в Бога, или не верит. Кстати, к слову. Несколько лет назад среди верующих и неверующих был проведен опрос с одним вопросом: кто такой Иисус Христос: а) Высшая Сила б) Богочеловек в) Личность. Как это ни парадоксально и печально, процент ответивших верно/неверно оказался одинаков по обоим группам опрошенных.
Цитата:
Тем не менее, по своему духу, а также по характеру принятых в обществе ритуалов религиозная часть идеологии АА вытекает из западной ветви христианства (протестантизма).
Литература АА вся переводная, качество перевода не блещет и полна западного менталитета. Например, «вместо коктейля в баре пейте имбирный лимонад». Которого у нас не бывает, да и пьют не в барах и не коктейли. Или «ешьте побольше сладкого, а если у вас от этого выпадут зубы, обратитесь к эскулапу, он вам быстро вставит новые; а все ваши финансовые проблемы за вас быстро решит ваш адвокат». Прямо как у Лескова в «Левше»: «Доктор скатал ему гуттаперчевую пилюлю и в рот положил», - остается только сглотнуть. Мое личное мнение: литературу, сами шаги необходимо переработать и переписать под русский менталитет и Православие.
Что же касается "протестантизма"... не знаю что это такое. Это мне просто глубоко неинтересно, поскольку я православный. А программа "12 шагов" не связана с Церковью, сектой или партией.
Цитата:
В организации групп ключевую роль играют консультанты – бывшие алкоголики или наркоманы, заслужившие уважение членов сообщества.
В АА нет никаких "консультантов". Они могут приглашать специалистов и зачастую именно специалистов там сильно не хватает, т.к. некому задать острый неразрешимый вопрос.
Цитата:
Общество АА публикует и бесплатно распространяет литературу
Нет, в нынешнее время бесплатной литературы нет. Вся литература издается за счет добровольных пожертвований их членов.
Цитата:
Эти работы (Батищев В. В., Негериш Н. В., 2001) показали, что результаты лечения наркологических больных, посещающих ячейки общества АА, действительно выше, чем результаты лечения пациентов, их не посещающих.
ЧТД. Вопрос к специалистам: существует на данный момент методика объективной оценки результатов лечения? Можно было бы попробовать провести такое исследование в АА. Существует ли статистика по другим методикам избавления от зависимости от ПАВ?
Цитата:
Указанная система (Миннесотская модель) была модифицирована авторами работы, исходя из специфики российской действительности. У больных, прошедших экспериментальный курс лечения, результаты терапии были выше, чем у пациентов, подвергшихся обычному лечению.
Полностью согласен: прямой перенос западных методик не приживется, их надо адаптировать.
Цитата:
Программа очень сложна, ее внедрение требует создания органами здравоохранения особых условий для исполнителей, в частности, дополнительного финансирования. Едва ли в рядовом наркологическом учреждении можно будет найти такое большое количество высококвалифицированных специалистов, а также энтузиастов из общественности, готовых принять участие в работе.
Если автор имеет в виду имено модифицированную Минессотскую модель, то это не просто "12 шагов", это гораздо более сложная программа помощи и реабилитации. И это действительно непросто - нужны квалифицированные психологи и психотерапевты, работающие не только ради зарплаты. Такой пример есть. Помощь Церкви здесь также будет неоценима. Готово ли будет государство на такие расходы?
Цитата:
В настоящее время необходимо, однако, констатировать, что общество АА независимо от форм его работы не получило в России сколько-нибудь значительного развития.
Это не совсем так. Я насчитал 136 городов, где работают группы АА. В Москве насчитывается 44 группы АА, из них 15 - при наркодиспансерах, 13 открыты при храмах; в среднем в группы ходит от 10 до 30 человек. Да, это капля в море. По сравнению с валом алкоголизма.
Цитата:
Из 100 больных, посетивших ячейки общества АА, максимум 2-3 человека задерживались в них на более или менее продолжительное время.
Возможно, хотя сильно уменьшено: человек, попавший в диспансер, лечится там хочет он того или нет. А после НД ходить куда-то ему необязательно, а выздоровление от зависимости ПАВ требует неумолимой честности.
Цитата:
Наркологические пациенты в нашей стране едва ли способны ... обсуждать тему их приближения к Богу по шесть часов в день, несколько раз в неделю.
Собрания АА длятся как правило 1ч. 15мин. Немало членов АА посещают воскресные школы.
Цитата:
В таких случаях лидер группы, как правило, врач-психотерапевт, удерживает объединение пациентов от распада.
В АА нет лидеров, тем более харизматических: главным являются принципы, а не личности. Но есть авторитеты и уважаемые люди.
Цитата:
Но, к сожалению, об этом (сообществ наркологических больных на нерелигиозной основе - в Томске (Прядухин Ю. И. с соавт., 1981), Москве (Бурно М. Е., 1982), Владивостоке (Михалева Л. Д., 1988), Калининграде (Аменицкий В. Е. с соавт., 1998), Тольятти (Михайлова Л. А., 2000) мало знают даже специалисты, не говоря уже о широкой общественности.
Может быть Дорогая Редакция восполнит этот пробел?
Цитата:
Следует также осторожно относиться к требованию либеральной общественности финансировать эти организации за счет государства и предоставлять им какие-либо иные существенные преференции.
Совершенно верно! Создание тепличных условий не пойдет на пользу братствам, финансируемых только за счет личных добровольных пожертвований.
Удивлен, что Андрей Игонин не обратил внимания на другую нелепость традиций АА:
Анонимность - духовная основа всех наших традиций - не понимаю! Понимаю, что анонимность – важное условие, но она не может быть духовной основой!
Да, в книгах АА ощущается налет западного менталитета. Мне и самому это не по душе. Но я на это просто перестал обращать внимание. Среди моих друзей, так же как и я православных, царит атмосфера братства, любви и благодарности Тому, по Чьей величайшей милости мы трезвы.
Не следует с ходу отвергать и порицать идеи, которые служат благу людей, даже если они (идеи) рождены вне Православия. Опыт, накопленный в обществах “Анонимных Алкоголиков” и “Анонимных Наркоманов”, не должен быть проигнорирован в России, - напротив, он должен стать предметом пристального изучения. Однако следует помнить, что методики, эффективно работающие за рубежом, иногда могу быть неприменимы у нас. Полагаю, что в условиях России и других православных стран, где десятки миллионов людей связывают духовное здравие с отеческой верой, нужно попытаться наполнить эти программы нашим религиозно-нравственным содержанием, сочетать их медицинские и психологически достижения с православной духовной основой.Думаю, все знают, кому принадлежат эти слова.