Куда пойдет Россия?
- Непомнящих Игорь
24.03.2009 03:44
Разночтений с преп. Максимом Исповедником и св. Григорием Богословом при разработке православной антропологии и православного естествознания быть не может "по определению", поскольку как я уже неоднократно писал и Вы, конечно, читали и, как я понял, соглашались, православное богословие уже завершено византийцами при воцерковлении элинской науки. Сейчас речь идет о воцерковлении германо-романской науки. В этом роль России. Другое дело, если она уже задавлена западной цивилизацией и ее ученые мыслят по западному и не спсобны остоять свою цивилизацию. По истории русской философии конца позапрошлого и начала прошлого века видно, что этот процесс пошел. Тот же Николай Лосский, а также Владимир Соловьев и т.д.. Конечно, чисто русский космизм, софианство (которое, конечно, имело историю и раньше) - это свое, но не православное. Но , с другой стороны, Владимир Лосский, о. Георгий Флоровский хранили православие богословие, но и только. Но они его до нас донесли! Тот процесс, о котором Вы пишете уже есть. Тайнов, да и он уже не один, есть и другие, этому пример. Но это обусловено тем, что Православие, как я здесь писал, эти авторы используют только как бренд, а думают не православно. Чтобы создать православную науку, надо думать православно, тогда даже вопрос о возможности разночтения не может быть поставлен. Но проблема, о которой Вы пишете, очень опасна. Сейчас для русской верующей интеллигенции характерен дуализм: в религии мы как бы православные, а в науке - западные, поскольку только их науку знаем, в ней только можем работать. Правда, есть и увлечение Востоком. Вобщем, какая-то смесь западного рационализма с язычеством. Но принципиально новое в науке может быть только при ином религиозном взгляде, в данном случае православном. А если внутри Православия нет, то пойдут "разночтения". Что только сейчас под видом Православие не написано. И издается! Но все это "самопал". Положительное только, может быть, то, что хотят выдать его под именем Православия. Хорошо, если это такое начало пути в Православие, а не от него. Вот я и задаю вопрос: куда пойдет Россия? А идти надо от византийского богословия, помятуя при этом, что истинный богослов тот, кто истинно молится. И тут словесный дискурс не поможет. В словах выражается наружу уже готовое, к чему человек пришел внутри.
|