Куда пойдет Россия?
- Михаил Чернушенко
23.03.2009 15:55
"Метафизика Эдуарда Тайнова, которую он называет "православной", представляет собой развитие и конкретизацию концепции Николая Лосского о незримых "субстанциальных деятелях", сопутствующих каждому воспринимаемому нами предмету и, что самое удивительное, каждому отдельному качеству этого предмета. Так, Николай Лосский буквально и со всей серьезностью утверждал, что цвет предмета - это один субстанциальный деятель, запах - другой, плотность - третий, форма - четвертый и т. д. Чем-то все это напоминает ироническое описание блаженным Августином нескольких десятков богов, гениев или духов, которые, согласно римским языческим верованиям, во время брачной ночи выполняли каждый свою, узко специализированную функцию: без них решительно ничего бы не получилось. Так что мы здесь имеем дело скорее С ОСНОВАМИ ЯЗЫЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ, НО НЕ БИБЛЕЙСКОЙ И ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ПРАВОСЛАВНОЙ (выделено мной - И.Н.). Впрочем, язычество тоже улавливает какие-то аспекты сотворенной Богом реальности, хотя улавливает в чрезвычайно искаженных пропорциях." А учение Максима Исповедника о нетварных логосах православно? (Посмотрите, к примеру, такую книгу: Епифанович С.Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. - М.: Мартис, 2003. - 220 с., подразделы "Тайна Троичности", "Тайна творения, промысла и суда", "Божественный Логос" и "Иерархия бытия", сс. 56 - 69). Сколько всего есть нетварных логосов? Чем определяется многообразие тропосов и множество ипостасей, относящихся к одному логосу? А сколько есть тварных ангелов, связанных с каким-то материальным объектом или явлением? А у ангела тоже есть свой нетварный логос? А как возможно познание нематериальной душой материальных объектов в их множественности? Как возможно приобщение тварного нетварному? Такие вопросы можно множить, при этом не выходя за пределы православного богословия. Здесь не место всё это детально обсуждать, да и я отнюдь не компетентный знаток философии и богословия, но не следует спешить клеймить "язычеством" Тайнова (да и Н.Лосского, при всех его ошибках) просто за введение понятия "субстанциального деятеля". Было время в истории Православия, когда не использовались в нынешнем православном понимании понятия "ипостась" или "энергия", но после их усвоения богословием оно не перестало быть православным.
|