Куда пойдет Россия?
- Олег Волков
19.03.2009 13:24
Спасибо, Игорь Анатольевич, за этот обстоятельный обзор. Все весьма интересно. Мне кажется заслуживает отдельного обсуждения Ваш тезис: "По существу "законы природы" являются тавтологией, поскольку они устанавливаются в условиях, не допускающих иного поведения объекта". Приходится задуматься, что или кто не допускает иное поведение объекта: чья-то воля или все-таки закон? В чем смысл этого дететминизма, которым так дорожат сторонники рационалистической науки, не взирая на то, что в реальном мире он является скорее исключением? Рационалисты верят, что, сорвав покров неопределенности, они смогут узреть реальную первооснову (субстанцию) бытия, которая должна быть, по их мнению, единой и инвариантной для всего мироздания. Православная святоотеческая космология считает, что хотя материальной субстанции тварного мира нет ("мир создан из ничего"), источником бытия являются нетварные Божественные энергии (по св. Григорию Паламе) или Логосы бытия (по св. Максиму Исповеднику), воплощающие творческую волю Бога. Их множественность и нестационарность (не смотря на единство этой Воли) являются причинами динамичности и недетерминированности бытия. В то же время некоторые из них по замыслу Божьему очевидно остаются инвариантными, что попускает человеку возможность изучать их научными методами для создания искусственных детерминированных систем. Однако это не значит, что такие феномены полностью изолированы от Божьего промысла. Просто в этом случае он реализуется в большей степени через синергию с волей их создателя - человека, который в любом случае остается "кисточкой в Божьих руках". Так что рационалистический поиск "законов природы" (точнее законов инвариантности) является не столько неправильным, сколько однобоким, абсолютизирующим лишь одну из объективных сторон бытия. Вопрос о том, в чем смысл множественности логосов, разной степени их инвариантности и доступности для человеческого познания, является по-видимому чисто богословским.
|