Некоторые особенности клиросного послушания
- Василий Черняев
18.03.2009 11:36
Дорогая Мария, поверьте, мы ничего не имеем против Вас, против певчих. Проблема вовсе не в плохих или хороших певчих. И не в том, чем там занимается народ на досуге в Вашей группе.
Проблема в том, что на больших столичных клиросах, и как отражение этого - в Вашей группе, вырабатываются совершенно особые стереотипы поведения певчих и восприятия ими нормальных молящихся и постящихся прихожан. Данные стереотипы распространяются на отдаленные клиросы, а также на вновь пришедших на клирос людей.
Не секрет, что мало таких людей, кто имеет твердые устоявшиеся церковные взгляды, и только после их формирования приходит на клирос. Напротив, на клирос приходят либо люди, сторонние по отношению к церкви, либо недавно воцерковившиеся. Они не имеют твердых принципов отношения к церковной действительности. Поэтому перенимают те принципы, которые господствуют на клиросах.
А это совершенно особые принципы, как уже указывалось. Сидеть на службе нога на ногу, болтать, заниматься своими делами.
Никто Вас и других певчих не обвиняет в том, что Вы (они) не ангелы. То, что Вы не ангелы, это весьма слабый аргумент.
Помимо сложившейся не очень приятной ситуации на клиросах, Вы еще усугубили её и создали совершенно специфическую группу, где акцентировали внимание участников на том, что это не духовно-просветительский центр, причем явно бравируя этим. Всячески поощряется в Вашей группе высказывание либерально-распущенных взглядов на отношение к Таинствам, к священникам, к прихожанам (именуемых "баппками", "мракобесами", "параноиками"). Сама молитва в Вашей группе презрительно именуется ненужным "медитированием".
Вот ссылка на Вашу группу, если кому-нибудь станет интересно, про что идет речь: http://vkontakte.ru/club131942. На заглавной странице группы без всякого стеснения красуются принципы отбора в группу:
"Мы любим духовную музыку до отвращения. Мы считаем что все регенты - козлы, пока сами ими не становимся. Мы непринуждённо переходим с разговора на пение и обратно не теряя нити разговора и не путаясь в нотах".
Там же красуется изображение монашки какого-то иного вероисповедания, которая высунув язык сидит за клавиатурой.
Что тоже, по Вашему, должно иллюстрировать особенности группы и всего того, что опять же, по-Вашему, составляет совокупность современных норм поведения на клиросе и отношения к церковной действительности.
|