Некоторые особенности клиросного послушания
- Провинциал
17.03.2009 10:17
Церковь наша больна. Клиросное пение - не исключение. Не все зависит от настоятеля, от регента - не меньше. И плата за пение может быть, а может и отсутствовать. Вот это зависит от настоятеля. Когда есть дружный приход, работает воскресная школа, в ней воспитываются певчие. Добровольные. Для них награда и радость - служить. Это неправда, что при заботах о нотах пропадает мослитвенное чувство. Не всегда. Я знаю два примера. В первом - пели воспитанники воскресной школы. Не профессионалы. Но очень гордые своим служением. Недостаток этого в том, что нужно иметь много воспитанников, ибо не все могут каждую службу петь. Во втором случае энтузиастом из преподавателей музыки был создан хор духовного песнопения. В золотое время этот хор возили каждую воскресную службу в храм. За службу свою девочки (увы - мальчиков не было!) получали любовь настоятеля, регента-монаха, и иногда - шоколадки или иконки. Это было дивное пение и воспитание девочек в вере. Иногда (потом всё чаще) этот хор выступал и для мирской публики. Но Дух еще жил в нем. Приходилось видеть, как молодые люди (!) и иные плакали во время пения. Для многих слушателей это было потрясением, откровением и первым шагом в Православие. Но потом... было как всегда. Какой-то разлад между руководителем хора (достойный человек, великолепный профессионал) и настоятелем. Безденежье, усталость. М.б, желание мирской славы. Признание пришло, хор за границу ездил (тоже двойственное чувство...). Но в храме этом больше не пел. Осталось название хора от храма. Исполнял сложные партессные концерты и знаменное пение (а в храме было только знаменное). Очерствели многие девочки, мирская жизнь свое взяла. Да хор, естесственно, менял состав. Грустно... Но у многих его участниц сохранилось что-то доброе, вера. Ведь можно же и клиросное пение сделать спасительным и воспитывающим и служением Богу! Но для этого нужны подвижники веры. А в провинции как вопрос решается: поют несколько тёток (иной раз девочки - дети близких, редко - молодые послушники). Батюшка, как правило, малость им приплачивает. Плата, разумеется, смешная. Очень редко можно услышать мужские или смешанные хоры певчих, в основном - в монастырях. В провинции - более спасительно, там, как правило, без особых музыкальных изысков. Есть замечательные духовные произведения многих известных композиторов, но они, по моему мнению, должны иметь место или в праздничные службы или на концертах духовной музыки. Не случайно в 19-м веке велась борьба с "итальянщиной". Пение не должно во время службы отвлекать от главного - богослужения. Оно должно быть молитвой. И певчие должны это осознавать.
|