Некоторые особенности клиросного послушания
- Василий Черняев
14.03.2009 22:28
Дорогая Мария, и дорогой батюшка Арсений.
На вопрос мне несколько неловко было отвечать. Но придется.
Дело в том, что начиная с подготовительных седмиц к Великому посту, я перестал посещать клирос. Тем не менее, певческий стаж у меня достаточно большой - более 13 лет. Об этом упомянуто в статье. И опыт достаточно разнообразен - не менее, чем в 5 храмах пел значительное время, и еще в нескольких храмах пел недолгое время, и еще несколько приходов посещал в качестве простого прихожанина.
Всё это позволяет мне делать обобщения.
Как я уже сказал - решил хотя бы первый раз за 13 лет провести пост нормально, т.е. не на клиросе. Батюшка Арсений, Вы должны понять, про что я. Вот еще раз повторю свои слова из статьи, они не случайны, их формулировка выверена и взвешена: "Всё это показывание примера и попытки молиться на таком клиросе – это потерянное время. Это растерянная добродетель. Это полная духовная пустота, от которой никак нельзя предохраниться. К ней можно только привыкнуть и начать воспринимать её, как должное, как норму".
Вот Вы пишете, что через клирос воцерковились и пришли в монашество. Но в монашество приходят ЕДИНИЦЫ. А вот то, что они воцерковились через клирос - это скажут Вам многие певчие (думаю, - большинство). Но вот они не пришли в монашество. А пришли, некоторые (или многие?), совсем в другое состояние. Я его описал. Еще раз. "Потерянное время" - вот то, что я хочу акцентировать.
Сегодня, во время помазания, батюшка попросил меня пойти петь. Отказывать настоятелю не хорошо, я пошел.
Я связан - не могу теперь полностью описывать наблюдения, поскольку Вы написали, что "обличительство ... без любви к согрешающим – это грех Хамов".
Люблю ли я наших певчих? Я думаю - люблю. (Хотя с других храмов - не всех, если честно). Они - мои друзья, знакомые, кто-то больше, кто-то меньше, кто-то вообще новый и незнакомый. Я ничего против них не имею.
Не буду про мобильники, болтовню, постоянные хождения от места сидения к месту пения, всё это - пустое. Обозначу лишь один аспект. Вот я пришел. Машинально на ирмосы и припевы к тропарям пытаюсь, поначалу, креститься и легонько (неглубоко) обозначать поклоны. Люди между ирмосами устало (я понимаю их!) располагаются - кто на стул, кто на перекладину аналоя внизу, кто на ступеньки клироса. Раз перекрестился, второй, третий. И тут я вижу, что это людям в тягость, - то, что я выражаю свою молитву крестным знамением. Хорошо, стал просто стоять. Мысленно молиться. Сосредоточился. Впереди девица сидит коленками ко мне. Справа тенор наш, мой друг, переговаривается с басом, который слева от меня. Нет, они не смотрят на меня, как на идиота. Но я все равно понимаю, что участие в молитве здесь делает меня просто лишним.
Я не считал специально. Просто прикинул. Вообще возгласы священника обходят певчих. Но вот один раз на возглас перекрестились двое певчих. Другой раз - трое. Послений раз - обернулся, посмотрел, оказалось - четверо. Итого за службу от помазания до отпуста (пусть утрированно) - 10 крестных знамений на 18 певчих.
Не собираюсь доказывать и обличать. Поклоны это не показатель. Вполне можно не обращать внимания. Какое мне дело до чужой молитвы и чужих поклонов?
Но я - про потерянное время. Свое время. Я 13 лет пел. И только сейчас понял, что потерял их. Я пел и только.
Вот Вы пишете, что нет любви у меня. И Вы правы. Вот Вас клирос привел к монашеству. А меня привел к духовной пустоте. И не я один такой. Вот мой друг Алексей, скажет Вам тоже самое. И еще много есть певчих, которые Вам подтвердят это. Хотя еще больше (обычно - женщины певчие) - будут отрицать. Очень активно. Слишком даже активно. Они считают это НОРМОЙ.
Вот статья и есть про эту НОРМУ.
|