Некоторые особенности клиросного послушания
- Василий Черняев
13.03.2009 19:08
Знаете ли Вы кого-либо из певчих, кто бы мог придти на службу и просто постоять её всю вместе с обычными прихожанами (не раньше, до того, как они стали певчими, а сейчас)? Или мог обойтись без церковной зарплаты, отказаться от неё? Или жертвовал бы более 20 рублей на нужды храма (не считая, естественно, их прекрасного пения)? И никогда не присаживался бы на службе? И приходил бы ранее, чем за 10 минут в храм, или даже слушать часы (не считая случаев, когда приходят на исповедь, или когда сами читают, или регентируют)??
Я знаю очень много певчих из разных храмов. Все они очень хорошие. Никто их ни в чем не обвиняет и не поливает ничем. Многие - мои друзья. Но они отличаются от прихожан. Сильно отличаются.
Даже задайте самые обычные вопросы певчему: например, как готовиться к Причастию, или как надо поститься, и вообще, - надо ли поститься, и что они вкладывают в это понятие. Надо ли молиться, правило там читать вечернее и утреннее?
Еще раз подчеркиваю. Это не про отдаленные клиросы - сам там был, и видел, что там очень ревностно относятся к выполнению некоторых норм и ограничений, которые отличают доброго христианина. Речь про особенности, главным образом, больших церковных хоров в крупных городах.
Явление это не новое. И не я его придумал. Оно объективно существует и существовало раньше. Возьмите, почитайте, есть множество описаний (сходных с моим) церковных хоров дореволюционными писателями. Можете даже по поисковику (А. И. Куприн (1895). Киевскиеские типы: Певчий; В. Никифоров-Волгин "Певчий"; .Слепцов В.А. (1862) "Спевка" и др.).
|