"Постимся постом приятным", или Пост, приятный во всех отношениях
- Мария Сеньчукова
12.03.2009 12:55
Патриарх либо ошибся, либо проявил снисхождение к мирянам. Аксиома очень странная. Почитаем Отцов Церкви.
Итак:
"А что не в угождение сладострастию имели общение со многими женами, свидетельствует патриарх Авраам, после многих просьб Сарриных вступивший в общение с Агарью, потом, по рождении его сына, не приближавшийся к ней более; свидетельствует и премудрый Иаков, который, как против воли взял за себя Лию, так по одной ревности супруг согласился на общение с рабынями. Да и супруги его, не сластолюбию служа, но желая стать матерями многих чад, были в раздоре между собою. Так питомцам веры и Ветхозаветное Писание указывает цель брака" (Бл. Феодорит Киррский. Краткое изложение Божественных догматов, 25)
"Рождается Христос от Девы, потому что плотское вожделение, будучи независимым от воли и непокорным духу, хотя у некоторых, силою воли и держится в рабстве и послабляется целомудренным образом только ради деторождения, - оно как то от начала превносит осуждение, будучи тлениеим и называясь так и рождая, конечно же, человека для истления. Оно является страстным движением человека, не сохранившего чести, но уподобившегося животным" (Свт. Григория Палама. Омилия на Введение Богородицы во Храм 1:4)
"Правильное суждение о браке целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой злоупотребляет сим" (Максим Исповедник. О Любви, сотница 2-я: 17)
Разумеется, нужно понимать, что человек слаб. Св. Мефодий Патарский, стоящий, кстати, на тех же позициях, толкует слова апостола Павла:
"Ибо смотрите, девы, как он, желая, чтобы верующие по мере сил были целомудренны, старается доказать им превосходство девства множеством доводов. Он говорит: о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины(1Кор.7:1), ясно уже этим выражая, что хорошее дело не касаться женщины, наперед поставив и определив это безусловно. Потом сознавая немощь и наклонность невоздержных к совокуплению, он позволил тем,которые не могут владеть плотию, лучше иметь своих жен, чем падать,гнусно предаваясь блуду. Затем тотчас после этого позволения он прибавил: чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим(1Кор.7:5). Это значит: если вы, люди, не можете быть совершенно целомудренными, по причине телесного сластолюбия, то я позволяю вам лучше иметь общение с собственными женами, чтобы вы, считаясь давшими обет воздержания, не подвергались постоянному искушению от диавола, разжигаясь на чужих (жен)" (Речь 3, гл. 11).
Смотрите: апостол вообще допускает супружеские отношения по икономии ("во избежание блуда"). Отцы указывают еще и на такую важную цель, как чадозачатие. О каких-то иных целях мы можем узнать исключительно из речи Патриарха. :))
|