Об иконопочитании
- игумен Кирилл (Семёнов)
09.03.2009 15:46
Василий, подумайте над тем, что такое Боговоплощение. То, что было предписано древним, охраняло их от буквального идолопоклонства. Люди Ветхого Завета не видели лик истинного Бога, а потому им и запрещено было даже пытаться изображать Божество, чтобы не впасть в духовный блуд. Но Христос воплотился, Бог воспринял человеческую природу, стал доступен нашим человеческим ощущениям. Он жил на земле среди людей, и уже самим этим фактом дал нам возможность не только видеть Себя, но и изображать. Вы указываете на Закон, словно забывая, что ему вослед явилась Благодать. Прежние заповеди не отменяются, но дополняются новым смыслом. Вот по этой причине Христос дополняет ветхозаветное Десятословие ещё и Заповедями Блаженств. И если 10 заповедей, данные человеку через пророка Моисея, сказаны были для тех, кого необходимо было прежде всего удержать на уровне людей. чтобы они не стали подобны зверям или диким язычникам, то Заповеди Блаженства обращены уже к христианам - людям, способным постичь более глубокие истины богообщения. В этом смысле мусульмане, например, отрицающие Божество Христа, не способны подняться над моралью Ветхого Завета. Не зная истинного Бога, они естественно запрещают Его изображения подобно иудеям. И ещё. Ужели Вы думаете, что поклоняясь святым, мы не понимаем, что они святы не своей собственной, откуда-то взявшейся святостью, а святы своим богообщением, святы святостью Бога, если угодно? "Дивен Бог во святых Своих" - вот что говорит о святых Церковь. Поэтому не совсем верна ваша мысль о том, что "именно САМИ угодники являются первообразом для икон угодников." Первообразом является опять-таки Бог, просиявший в них. Преклоняясь перед святостью подобных нам людей, мы почитаем в этом Бога, дающего человекам такую святость. Мы просим святых, чтобы они помолились Богу о нас, грешных, поскольку понимаем, что Бог слышит прежде всего голос праведника. Что же общего здесь с идолопоклонством?
|