Бред коллективных покаяний
- Алексей Филонов
25.04.2007 08:58
Братия, в толковании, например, свят.Феофана Затворника на Рим.13, 1 речь идёт именно о том, что власть как институт, как порядок - есть Божие установление, т.е. власть как таковая вообще (власть как противоположность безвластию, анархии, хаосу). Свят.Феофан пишет: "Апостол здесь разумеет не простое повиновение, но подчинение (смиренное с преклонением главы)... Речь не о каждом начальнике в особенности, но о самом начальстве... Начальники такие или другие бывают по Божескому промыслительному устроению; только добрых и благодетельных поставляет Бог, а худым попускает быть начальниками в наказание за грехи людские" (Эту мысль св.Феофан далее подкрепляет ссылкой и на блаж.Феодорита). Понимая и уважая сам принцип власти, христиане апостольского времени тем не менее хорошо различали - в чём эту власть можно принимать, а когда ей необходимо противостать (история всех древних мучеников свидетельствует именно об этом). У них не было боязни "по ошибке" поклониться антихристовой власти, потому что они имели "ум Христов", по слову Апостола. Иметь Христов ум необходимо всем христианам и всегда; это и будет залогом того, что, почитая власть как Божие установление, христиане всегда будут видеть ту границу, за которой конкретная власть становится уже властью антихристовой. Социальная концепция нашей Церкви, кстати, достаточно ясно и чётко это отражает. Уважаемый Олег, Апостол Павел имел в виду, конечно же, императорскую власть, говоря о "существующих властях". Но допускаете ли Вы, что то же самое сказал бы Апостол и о демократии, если бы она имела место в его время там, где он жил? (Спрашиваю отнюдь не из симпатии к демократии, нет, но чтобы уяснить Ваше отношение к вопросу о власти).
|