Бред коллективных покаяний
- Олег Маликов
24.04.2007 13:03
Уважаемый Алексей! Мы с Вами, видимо, несколько запутались. Вы просили меня обосновать, как Вы выразились, "богословский перл" (см. ниже). Я в ответ показал, что это никакое не "богословское" утверждение, а изложенная мной непосредственная данность, которую не нужно никак обосновывать (см. мои последующие сообщения). По поводу же примененного мной не совсем строгого с богословской точки зрения выражения "соборная душа народа", использованного мной вслед за митрополитом Иоанном, я высказал несколько личных соображений и наблюдений, которые Вы почему-то назвали неким "богословием" (причем ложным, фантазийным), и упрекнули меня в непредставлении в защиту этого "богословия" святоотеческих высказываний, назвав также, по сути, эту фразу "публицистикой, заменяющей древнюю традицию". Т.е. вопрос, поднятый Вами, касается всего одной фразы ("соборная душа народа"), хотя и важной для понимания различия между коллективом и собором, народом. Фразы, и больше ничего, потому, что в моих личных словах по поводу данной фразы не содержалось никаких касающихся нашего предмета утверждений, за исключением одного: предположения, что тема соборной души была неактуальна ранее, на что Вы мне возразили примером Византии. Пример же Византии некорректный, т.к. такой соборной народной общности, как представляет собой русский народ, она не содержала. Население Византии представляло собой конгломерат различных народов, и никакой соборной клятвы этот конгломерат не давал... Я не согласен с Вашей постановкой вопроса (как я её понял), но если Вы настаиваете на таком обвинении в использовании этой фразы (прежде всего митрополита Иоанна), то я Вам и предложил самому привести в подтверждение Вашего обвинения святоотеческие высказывания. При этом, если Вам нужны конкретные ссылки на тексты владыки Иоанна, где использовано данное выражение, я по Вашему запросу их предоставлю.
|