Бред коллективных покаяний
- Алексей Филонов
24.04.2007 10:07
Сердечно благодарю Давида за очень точный и исчерпывающий ответ на фантазмы Маликова и иже с ним. Г-н Маликов, много наговорив надменных дерзостей (это, я понимаю, стиль такой у тех, кто поднаторел в соборном покаянии за всю Россию), так и не привёл ссылок на святоотеческое богословие. НИ ОДНОЙ. Для него довольно современной церковной публицистики, которая легко заменяет ему древнюю традицию. И русскую религиозную философию призывает он себе на помощь довольно опрометчиво, полагая, видимо, что она вполне самодостаточна ( у о.П.Флоренского, увы, можно много чего оригинального прочитать...). Цитируя самого Маликова, сказать можно о его "покаянном богословии" одно: она не имеет "строгого богословского смысла (хотя, безусловно, имеет некую мистику)". Чего ж ещё надо, коли есть "некая мистика"?.. Маликов пишет: "Надо думать, что данный вопрос не был столь актуальным ранее, поэтому не нашел ясного выражения в святоотеческом наследии. Однако, безусловно, у Святых Отцов содержатся очень близкие положения". Так ли это? Вопрос о покаянии, и тем паче в контексте мiровых катаклизмов (для византийцев 15 в., например) всегда был актуален для святоотеческого богословия! Однако просвещённые Духом Святым Отцы никогда не позволяли своей мысли таких вольностей. Вот отсюда, из таких полугностических полётов фантазии и берёт начало т.н. ересь царебожничества, которая святому Царю-Мученику вменяет то, что принадлежит одному лишь Христу. Но это уже тема другая... Да, любить свой народ - святая и врождённая потребность всякого человека, только не надо в этой любви терять голову, ибо наша любовь всегда должна питаться Истиной, а не эмоциями, как бы они ни были высоки и благородны. П.С. Фамилию мою Вы, г-н Маликов, практически не исказили; она действительно происходит от греч.имени Филимон. Спаси и Вас Господь!
|